Александр Нестеренко: «Не ходить на выборы президента — это то же самое, что и согласиться отдать страну во внешнее управление»

Александр Нестеренко: «Не ходить на выборы президента — это то же самое, что и согласиться отдать страну во внешнее управление»

Председатель омского облизбиркома рассказал, зачем накануне мартовских выборов его сотрудники будут приходить в дом к каждому избирателю, о новых возможностях для голосования и о том, кто и как будет считать бюллетени.

Важность темы

Кампания по выборам президента — это главная кампания страны. Для России это вообще особая история исходя из значимости президентской должности. В мире есть разные страны и разные президенты. И например, мало кто знает имя президента Германии. Про канцлера Ангелу Меркель знают, а про президента – нет. В нашей стране президент — это на самом деле глава государства, который определяет основы и внешней, и внутренней политики. Значит у нас, как и в других странах с президентской формой правления, нельзя подходить к выборам главы государства легкомысленно. Вот взять Америку: долгое время говорили, что нет разницы, кто именно станет там президентом. Мол, там же система существует, которая не позволит ни республиканцу, ни демократу допустить серьезных ошибок и вообще что-либо существенно изменить. Ну вот избрали там Трампа, и все вдруг увидели, насколько один человек, одна фигура может повлиять на историю развития и своей страны, и внешнего мира. То есть нельзя расхолаживаться и рассуждать в духе «да там и без меня все как-то решится». Не решится. Не ходить на выборы — это то же самое, что и согласиться отдать страну во внешнее управление.

Новые технологии

Совершенно новая кампания с точки зрения технологии ее проведения. С одной стороны, это очень интересно, с другой — очень ответственно. Первый момент – отмена досрочного голосования и связанного с ним открепительного удостоверения. Вместо всего этого вводится новый институт – голосование по месту нахождения. Второе важнейшее нововведение – подведение итогов голосования с помощью специальных программ и составление итогового протокола с QR-кодом.

Теперь об этом по порядку. Не секрет, что значительная часть людей живет не по месту своей регистрации. Даже один из наших сотрудников прописан в сельской местности, а на самом деле давно уже живет в городе. При этом он не теряет своей регистрации, поскольку с этим связаны социальные блага, гарантии и прочее. Жить там, где хочешь, — это конституционное право человека. Но это не должно мешать реализации иных конституционных прав. Чтобы обеспечить таких людей еще и избирательным правом, был придуман механизм открепительного удостоверения. Ты его берешь, официально открепляешься от своего избирательного участка и в день выборов можешь проголосовать в любой точке России-матушки. Вроде удобно, и все на первый взгляд здорово. Но если голосовать при такой системе действительно удобно, то брать само открепительное удостоверение совсем нет. У командировочных или, допустим, отпускников, проблем не возникало – зашел перед командировкой в свою избирательную комиссию, за пять минут получил удостоверение — и все. А что делать тем, кто давно живет на другой территории? Им за открепительными надо было ехать на родину. То есть из Омска он должен ехать в Большие Уки, например, и не каждый проделывал этот путь специально перед выборами. И это у нас в Сибири еще относительно оседлый образ жизни, а для европейской части страны это вообще проблемы. Половина Москвы, наверное, прописана где-нибудь во Владимире, Твери или других близлежащих городах. Заставить их ехать за открепительными удостоверениями просто невозможно.  

Да и не надо заставлять. Сейчас будет действовать механизм, при котором голосовать легко. Кстати, «Голосовать легко!» — это официальный слоган нынешней президентской кампании. Человек теперь может проголосовать на том участке, где ему удобно. Даже не обязательно выбирать участок, привязанный к месту твоего временного пребывания, где ты, например, снимаешь квартиру. Просто понравился тебе участок, потому что он симпатичный, – пожалуйста! Вся твоя забота заключается в подаче заявления с указанием этого участка. Дальше сработает система ГАС «Выборы», и в день выборов ты будешь на этом избирательном участке заранее – не по приходу, включен в списки избирателей. Тебя находят в списках, дают бюллетень, ты голосуешь.

Как подать заявление?    

Возможности законодатель предоставил разные — и для «продвинутых», и для ленивых, и для кого угодно.  По срокам эти возможности тоже разные. Первая: за 45 дней до выборов – то есть с 31 января – можно будет подать заявления в территориальную избирательную комиссию. В Омской области их 37. Напомню, что, как правило, они располагаются в зданиях районных и окружных администраций. Для города Омска, кстати, мы дополнительно открываем 10 дополнительных пунктов приема заявлений. Кроме того, подать заявление избиратели могут в Многофункциальных центрах (МФЦ). По данным минтруда, в Омской области действуют 32 МФЦ  — по одному в каждом из  муниципальных районов.  Кроме того, в сельских районах создано 153 территориально обособленных структурных подразделения, своего рода мини-филиалы МФЦ в райцентрах. В отдаленных сельских поселениях созданы рабочие места, куда специалисты МФЦ выезжают согласно графику. В Омске работает один МФЦ, у которого 12  офисов в округах города. Искать специальное окошко для избирателей в МФЦ не надо. Мы обучим абсолютно всех операторов. Ну а самые продвинутые избиратели, имеющие аккаунт на Портале госуслуг, могут там же самостоятельно заполнить заявление.  

В теризбиркомах и МФЦ по времени подача заявлений и пяти минут не займет. Туда нужно прийти с паспортом и пониманием того, где ты хочешь голосовать. По сути, дело избирателя лишь назвать номер желаемого избирательного участка. Номер и адрес можно узнать на интерактивной карте сайта ЦИК, на сайте омского облизбиркома или на «Яндекс. Картах» можно воспользовться ресурсом «Найди свой избирательный участок». Если по каким-то причинам не получается самостоятельно найти участок, можно позвонить по бесплатному номеру 88007072018.    

Уточню, что всеми перечисленными возможностями можно воспользоваться в период не ранее чем за 45 дней и не позднее, чем за 5 дней до начала выборов. Кроме того, за 20 дней до голосования  с 25 февраля уже при каждой участковой избирательной комиссии будет пункт приема заявлений (ППЗ).  Я думаю, что подавляющее большинство избирателей, которые не раз голосовали, знают, где они находятся. Адреса никакие мы не меняли. Из нюансов: подавать заявление можно только один раз. Исключение одно — можно прийти в «домашнюю» участковую избирательную комиссию и сообщить, что ранее поданные заявления следует аннулировать. Таким образом, дома, то есть по месту регистрации, можно проголосовать всегда.

Вот такая история с голосование по месту нахождения. И по оценкам ЦИК, при такой системе воспользоваться правом голоса дополнительно смогут  до 10 миллионов человек, которые раньше в силу трудностей получения открепительного удостоверения просто не голосовали.

Придут за каждым

Информацию о возможности голосования по месту нахождения мы постараемся донести до каждого избирателя лично, занеся памятку в каждую квартиру, и как раз с этим связана вторая особенность нынешней кампании. Те, кто давно живет и помнит еще советские времена, может застал и существовавшую тогда практику сверки списков избирателей. Члены комиссии ходили по домам и опрашивали жителей, все ли живы-здоровы, не ушел ли кто в армию, ни поменял ли место жительства и так далее. К сожалению, потом эти подворные обходы отменили. Была создана система государственной регистрации избирателей. Все регистрационные ведомства — ЗАГС, военкоматы, органы внутренних дел периодически предают данные в избирательную комиссию. В обычной жизни – между выборами — раз в месяц нам сообщают о всех произошедших изменениях, связанных с регистрацией и паспортными данными: прописался, выписался, сменил фамилию и так далее. Во время выборов обновленные данные приходят раз в неделю, а за 10 дней до дня голосования ежедневно. И вроде бы база данных должна быть у нас актуальной. Но не все так гладко, как хотелось бы. Например, сейчас разрешают хоронить усопших, не получая в ЗАГСе справку о смерти, достаточно документа из больницы. Особенно часто в деревнях это бывает, человека уже похоронили, а ЗАГС об этом не знает. Следовательно, и избирком об этом не знает. Другая ситуация: раньше, чтобы прописаться, то есть зарегистрироваться по новому месту жительства, нужно было со старого места учета сняться. Сейчас все с точностью до наоборот. Человек может регистрироваться на новом месте, и предполагается, что работники ведомства отправляют эту информацию по старому месту жительства, а там человека снимают с учета. Но бывает так, что эта дорога занимает достаточно много времени – до двух-трех месяцев. И это время человек фактически зарегистрирован по двум адресам одновременно. А голосовать по двум адресам никак нельзя, это грубейшее нарушение. И много таких вещей, которые в итоге дают неточности в списках избирателей. А это тема, на которую некоторые любят пошуметь, упрекнуть, мол, вот у вас тут мертвые души в списках избирателей.    

В этом году, воспользовавшись серьезным уровнем выборов, мы решили возродить практику поквартирного, подворного информирования избирателей. Центризбирком нам это дело санкционировал, мы разработали соответствующую методику. Цель максимум амбициозна — поговорить лично с каждым избирателем. По последним данным, их в Омской области один миллион 547 тысяч человек. Учитывая, что членов избирательных комиссий всех уровней в регионе порядка 15 тысяч человек, задача, в принципе, решаема.

Тут вопрос, конечно, есть – насколько велик шанс того, что член избиркома попадет в квартиру. Это раньше двери настежь открывали, а сейчас все напуганы различными мошенниками так, что даже и в подъезд не просто войти. Здесь рассчитываем на помощь СМИ, ну и, конечно, развесим объявления об обходах избирателей на дома, на подъезды. Надеемся на помощь  активистов территориального самоуправления, старших по домам и так далее. Начнется это все в середине февраля.

Хочу уточнить, что визит члена комиссии — это не просто сверка списков избирателей. Этим мы будем заниматься попутно. Член комиссии будет приходить, чтобы рассказать о выборах, дать информацию о кандидатах, рассказать о новых возможностях голосования. У нас очень много пожилых людей фактически проживает со взрослыми детьми, а зарегистрированы в другом месте. Раньше они не голосовали, а теперь смогут.  Члены комиссии смогут также взять у инвалида или пожилого человека заявление о голосовании на дому. В этом случае вообще важно определиться: если человек инвалид, но он хочет лично прийти на участок и проявить свою гражданскую позицию на глазах у людей, может, ему нужно чем-то в этом помочь? Когда мы знаем точечно информацию, то нам и помогать легче. Одно дело сидеть на избирательном участке и ждать, не появится ли инвалид, совсем другое – вызвать человеку социальное такси, например, или обеспечить сурдопереводчика, или все-таки, если нужно, послать членов избиркома с урной для голосования на дом.  

Как считать будем: КОИБ и КуАр

Подсчет голосов будет вестись двумя способами: либо с помощью комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ); либо вручную, по-старинке.

КОИБов версии 2017 в Омск поставили 240 штук. Их мы установили на все избирательные участки Центрального и Советского административных округов города и примерно на половину участков в Октябрьском округе. Есть идея устроить их презентацию, может, кинуть клич айтишникам. Пусть попытаются взломать программу. В ЦИК нас уверяют, что ничего у «хакеров» не получится.

На участках с КОИБами и считать-то фактически ничего не надо будет. Закончилось время голосования, нажал на кнопку, КОИБ выдал протокол — все. А вот на других участках будет установлено другое оборудование. Считать там будут вручную, но составленный на глазах у наблюдателей протокол техника защитит QR-кодом. Его подделать невозможно, тут уже не скажешь, что правильный протокол, пока везли из села в территориальную комиссию (ТИК), подделали где-нибудь в лесочке. В ТИК данные протоколов с мест уже будут не вручную суммироваться, а специальное устройство просканирует QR-коды и мгновенно выдаст результат.

На мартовских выборах мы узнаем результат очень быстро. К тому же эти результаты будут защищены от технических ошибок, связанных с человеческим фактором. Вот представьте, за три дня до выборов члены избирательных комиссий напряженно работают, в день голосования работают, потом ночь считают, а когда под утро заполняют итоговые протоколы кое у кого начинали цифры, строчки перед глазами прыгать. Сейчас машина просто не выдаст итоговый протокол, если хоть что-то где-то не совпадет. И вот, с одной стороны, техника облегчит нам подсчет голосов, с другой стороны, мы должны из почетных «дедов» — имею в виду членов избирательной комиссии где-нибудь в далекой деревне, сделать операторов ПК. Это круто! Ну, проводим обучение, интенсивные тренировки.

 С прицелом на сентябрь

Коротко о планах членов омского облизбиркома на 2018 год: март закончился, выборы президента прошли, финансовые отчеты прошли, в отпуск не пошли, потому что некогда. Уже в начале июня мы начинаем кампанию по выборам губернатора Омской области. Это неизбежно и не зависит от того, собирается в ней участвовать нынешний врио губернатора или нет.

Все технические и методологические нововведения, обкатанные на мартовских выборах, будут использованы на региональных выборах, которые пройдут 9 сентября. Отчасти нам будет проще, сверка избирателей будет уже проведена, техника освоена. А те же КОИБы ЦИК обещает нам до осени оставить.

С другой стороны, нам придется вплотную заняться «политикой». Сейчас все вопросы, связанные с агитацией, сбором подписей, различные жалобы разбирает ЦИК. Перед сентябрьскими выборами, я так предполагаю, нас всех ждет очень острая политическая борьба.

Между кем конкретно, сейчас сказать трудно. На сегодняшний день наше региональное законодательство предусматривает выдвижение кандидатов в губернаторы только политическими партиями. Совсем не обязательно, чтобы партия выдвигала именно своего члена. Кандидат может быть вообще беспартийным, главное, чтобы он не состоял в другой партии. Самовыдвиженцы, повторюсь, пока у нас не предусмотрены, между тем федеральный законодатель этого не запрещает.  

Что касается финансовой стороны вопроса – сэкономить на сентябрьских выборах за счет выборов мартовских сильно не удастся. Если только немного, за счет приобретенной техники для пункта приема заявлений избирателей, желающих голосовать по месту нахождения. Прошлые губернаторские выборы обошлись областному бюджету в 134 миллиона рублей, хотя закладывали 180. Но деньги всегда закладываются на два возможных тура, мы уложились в один тур.  Сейчас изменились расценки на работу избирательной комиссии. Только первый тур губернаторских выборов будет стоить порядка 200 миллионов, ну а про второй загадывать не будем.    

Записал Сергей Рудометов

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:
Загрузка...

Последние новости