Как было, как будет


5 Views

Как было, как будет

Есть мнение, что, копаясь в прошлом, человек ищет утешения. Всякий раз, отматывая десятки и сотни лет назад, мы находим подтверждения тому, что предки наши жили в гораздо более страшное время. И в свете происходившего тогда нынешние проблемы не кажутся такими уж тяжкими.

"Аткарская газета" почему-то вспоминает… даже не революционный 1917 год по случаю 100-летия революции. Аткарчане копают глубже, и вот он – канонический 1913-й, с которым сравнивали все достижения советского строя!

"Одна из самых позорных страниц отечественной истории — телесные наказания, процветавшие в России до начала 20 века. Избивать людей плетьми, кнутом или нагайками можно было публично, с полного одобрения закона. Пороли всех — крестьян за провинности, солдат на службе, детей в школах, заключенных в тюрьмах, даже женщин. Только к 1904 телесные наказания были полностью отменены, но в умах некоторых представителей власти являлись единственным средством воспитания народа.

Блюститель добрых нравов. Полицейский пристав Логинов с урядником и тремя стражниками прошлой осенью были в гостях у землевладельца Эстерлейн. Угостившись у хлебосольных хозяев, компания возвращалась поздно ночью верхом через село Белгазу-Маматовку. В одной из изб проходила вечеринка, молодежь веселилась, были и старики, пьяных не было. Это привлекло внимание проезжающего начальства, и оно остановилось у избы. Пристав объявил сборище незаконным, молодежь обвинил в разврате и приказал стражникам пороть всех нагайками. Приказание было исполнено.

Пороли одинаково как парней, так и девиц. Побоям подверглись 18 человек. По показаниям хозяйки квартиры били долго, до крови, не давая никому уйти. Разбили лампу, отчего загорелся пол, тушили шинелями. Сельского старосту на виду у всей деревни заставили бить свою дочь, оказавшуюся на вечеринке, палкой по лицу…"

Сейчас не так? Вот и хорошо! Чем не повод для оптимизма.

"Репортер" обращается к революционному году. Издание цитирует новости столетней давности.

"Каторжник Д., освобождённый для отправки на фронт, проводит в городе "обыски", выдавая себя за члена совета рабочих и солдатских депутатов, а также представляется служащим продовольственной управы. Пресса предупреждает граждан, что нужно требовать удостоверение у лиц, пытающихся учинить обыск".

"Отдел канализации Саратовской городской управы разослал повестки об уплате канализационного сбора за второе полугодие во избежание закрытия главной коммуникационной артерии. После приказа начальника саратовской милиции о закрытии бильярдных заметно сократились сборы в городскую казну…

Газета "Саратовский листок" информирует, что сильно ухудшилось освещение внутри Крытого рынка. Мясники жалуются, что при рубке мяса могут случайно покалечить друг друга. Управа постановила заменить керосиновые фонари электрическими…

Криминальные сводки газет напоминают фронтовые. 15 арестантов губернской тюрьмы, обезоружив караул и устроив перестрелку, совершили побег. Случайными выстрелами убита двенадцатилетняя девочка и ранен офицер. Некоторые беглецы пойманы, двое застрелены…"

А сейчас? Приятно на улицу выйти. Никто без причины не пристрелит. Благодать!

Нет, ну есть, конечно, недовольные. Причем недовольство свое иные высказывают в стихах. "Провинциальный телеграф" рассказывает о кустарном клипе, в котором говорится о саратовских реалиях.

"Благодаря услужливо растиражировавшим ролик соцсетям, горожане не только в одночасье узнали о существовании местного рэпера ЭМСИ Кводратного, но и смогли поставить свои виртуальные подписи в виде лайков под своеобразным "Письмом президенту".

"Рахова зачем вы сломали? Что за херня на вокзале?" – вопрошает в своем новом клипе ЭМСИ. Прохаживаясь на фоне безрадостного пейзажа полуразрушенных зданий, с первого взгляда больше напоминающих трущобы на знаменитых "кварталах" Заводского района, но в действительности находящихся в самом центре Саратова, музыкант адресует городским властям и другие вопросы. "А где наши дороги? – интересуется рэпер. – Их вообще нету: мы не готовы к зиме, не готовы к лету. Где наши спортшколы? Где детские дома?"

Колоритные штрихи к и без того удручающей картине облика областного центра добавляет наличие заменивших ларьки "пивнух", "грязных синюх" и копающихся в мусорных баках людей".

На это власть всегда говорит, что красота в глазах смотрящего. Мол, каждый видит то, что хочет видеть.

Ну и Саратов все-таки специфический город. Тут надо знать, где можно гулять, а где не стоит. Вот кабы этот рэпер отправился на новую пешеходную зону, то написал бы как "Саратовская панорама".

"За год существования пешеходной зоны на улице Волжской многие уже привыкли, что за массовыми зрелищами, как культурным явлением, нужно приходить сюда. Вот и в минувшую субботу, 4 ноября, после торжественного митинга на Театральной площади людское море переместилось на Волжскую…

Но, пожалуй, самой яркой и запоминающейся стала площадка у трамвая "Семен", где была показана историческая реконструкция сбора знаменитого народного ополчения в 1612 году. Именно добровольцы, вошедшие в войско, возглавляемое Мининым и Пожарским, штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и социального сословия.

Реконструкторы в исторических костюмах стрельцов со старинными ружьями и ополченцев с копьями под барабанную дробь промаршировали по Волжской от Радищева до Соборной, а затем продемонстрировали зрителям умение заряжать ружья и вести бой при помощи копий. Завершилась реконструкция совместными фотографиями восторженных зрителей с русскими ратниками".

За зрелищами все же лучше ходить в специализированные учреждения. "МК в Саратове" взял интервью у народного артиста Юрия Ошерова, который отмечал юбилей на сцене. Его спросили о сентиментальности и жестокости. Чем артист объясняет всплески чудовищного зла, подчас даже не мотивированного?

"- Бездуховность, бескультурье приводят за собой сущую бесовщину. Люди берут на себя миссию судей, очистителей чужих нравов, не понимая, что карать и миловать дано только Ему, Творцу. Люди, способные терзать — и нравственно, и физически других людей, люди, издевающиеся над невинными и беззащитными божьими тварями — кошками, собаками, люди, изъясняющиеся на языке, больше похожем на абракадабру, не могут не ужасать. Наверное, их сделали такими злобными неблагоприятные, а может, и трагические обстоятельства. Отсутствие любви. Но… Я верю, что, в конечном счёте, несмотря ни на какие, даже самые тяжкие и драматичные обстоятельства, каждый сам делает свой выбор. Каждый человек сам принимает решение — умножать ему в мире зло или уменьшать его".

Когда ставил "Снежную королеву", то сознательно ушёл от добродушного показа Маленькой разбойницы. Да, она цинично ставит ногу в тяжёлом сапоге на свою жертву — пленницу Герду. Да, она сознательно измывается над своим пленником Северным оленем. Да, у неё много ножей. Она вовсе не душка, эта девочка, её чрезвычайно опасно сказочно и красиво идеализировать, делать эдакой невинной шаловницей. Она уже разбойница, хотя ещё и маленькая!"

Правильно говорит мастер. Надо показывать детям все, как есть. Разбойник не может быть добрым. А депутат – честным. Правду нужно говорить. Но проправительственным СМИ это недоступно.

"Саратовская областная газета" представляет депутатов обновленного парламента. И тоже ощущение – будто сказку читаешь. Жил-был глава Ртищевского района Александр Санинский. А потом ударился оземь и решил стать депутатом. Или не ударялся.

"- Александр Петрович, как созрело решение покинуть муниципальный уровень и избраться в заксобрание региона?

– Я за то, чтобы власть не засиживалась и сменялась. Двенадцать лет во главе района – это немалый срок. Поэтому я принял решение баллотироваться в депутаты областной думы. Это не спонтанное желание, а целенаправленный выбор".

Насчет самостоятельности местных деятелей смешно рассуждать. А то мы не знаем, кто влияет на их спонтанные решения. А вот насчет сменяемости власти… Не намек ли это на…

Вы, Александр Петрович, внимательнее интервью вычитывайте. Мало ли кто его прокомментировать захочет – коллеги-депутаты или либеральная пресса. Скандалец может выйти, и придется бежать из думы, переодевшись в женское платье. Чего только в истории нашей страны не было…

Источник