Какая ‘армянская сила’ заводит российские автомобили

4

Какая 'армянская сила' заводит российские автомобили
Ехегнадзор в Армении знают по вину и сыру. Мало кто знает, что здесь работает крупный поставщик реле для российского автопрома.

В советское время Армения была одним из центров производства реле – приборов, без которых не заработает ни один автомобиль. С тех пор в Армении остался лишь один релейный завод. Но уже многие годы на его продукции заводятся моторы, включаются фары и даже гудят сирены на тысячах российских автомобилей.

“Несколько лет назад мы выпускали реле и для самолетов, по заказам конструкторских бюро “Антонова” и “Сухого”. Теперь работаем с автопромом. Конкурировать удается и с российской, и даже с китайской продукцией, в том числе по цене. По нашим оценкам, занимаем не менее 20% на рынке реле для автомашин. Из-за конкуренции прибыль остается не очень большая. Но мы и не торопимся “, — улыбается директор предприятия “Рафэлгриг” Рафаэл Григорян. “Это в 90-е люди стали думать, как бы работать меньше, а получать больше, да сразу. А мы думаем по-старому. Поэтому и не распродали станки на металлолом”.

Часть деталей компания закупает в России, но что-то удается найти и в Армении – на немногих заводах, которые выжили после распада Союза. А что-то (например, болты и шурупы) здесь делают и сами.

“Здесь” – это в Ехегнадзоре, в полутора часах езды к югу от Еревана. Эти края многие знают по вину и сыру. И мало кто знает, что здесь остался один из немногих в республике приборостроительных заводов.

Время от времени сюда приводят на экскурсию школьников. Некоторые тут уже “свои” — в цехах работают их папы или мамы… Да-да, и мамы. В цеху металлообработки женщины сидят как раз под самыми крупными станками.

Над их головами — двухметровые приводные колеса штамповальных прессов. Но рабочих рук машины слушаются смирно. И в ящик, одна за другой, падают металлические формы — корпуса будущих реле.

Рядом — один из немногих в цеху рабочих, кому меньше пятидесяти лет. Он стоит рядом со станком, который “откусывает” куски от стальных прутьев и нарезает из них болты.

А вот женщины на другом участке цеха, который обтянут полиэтиленом, чтобы зимой экономить на отоплении. По советским нормам, потолки в производственных цехах поднимали на четыре-пять метров. Но те времена уже ушли, и ни газа, ни электричества за копейки никто не даст. Приходится “копейкой рубль беречь”.

А этажом выше, в цеху сборки и пайки, женщины почти все. И пожилые, и даже помоложе.

“Молодежь тоже сюда приводим, студентов. Ходят по цехам, знакомятся с производством. Но мало кого сюда тянет. Вот и трудно стало найти хорошего слесаря, токаря или фрезеровщика. Этим профессиям уже почти не учат. Только не всякий нынешний студент потягается с советским “пэтэушником”. Сам видел уже несколько раз: приходят к нам выпускники, устраиваться на работу, и даже заявления написать не могут. Чему ж учились тогда?”, — говорит Григорян.

Чтобы “выковать” смену стареющим мастерам, предприятие хочет укрепить сотрудничество с Политехническим университетом. Ведь выпускников у него немало со всей страны, в том числе из Ехегнадзора. И многие хотели бы жить и работать дома.

Хотя планы есть и с Ереваном. Золотыми руками своих рабочих Григорян скопил денег на покупку предприятия “Автоматика”, в структуре Минобороны. Рядом с военными, здесь будут выполняться и гражданские заказы. Здесь тоже понадобятся новые мастера.