На 38-ом году жизни скончалась режиссер Мария Саакян

0

На 38-ом году жизни скончалась режиссер Мария Саакян
Сегодня пришла трагическая весть. Скончалась от рака 37-летняя режиссер и сценарист Мария Саакян, об этом первым у себя на страничке в Фейсбук сообщил кинокритик Андрей Плахов. За свою недолгую жизнь Мария успела снять 5 фильмов, к двум из которых написала сценарии.

Мария Саакян родилась в 1980 году в Ереване. В 13 лет вместе с семьей переехала в Москву. В 1996 по­сту­пи­ла во ВГИК на фа­куль­тет режис­су­ры кино и те­ле­ви­де­ния, ма­стер­ская Вла­ди­ми­ра Кобрина.

Впоследствии вышла замуж за армянина из Соединенных Штатов, в браке родились пятеро детей.

Фильм «Прощание» стал дипломной работой Саакян при окончании ВГИКа в 2003 году. Короткометражка была показана в программе различных международных кинофестивалях (в Оберхаузене; «Premier Plans» Angers, Франция; официальной программе International Filmfestival Rotterdam, Голландия; Telluride Film Festival и др.). «Прощание» удостоилось Гран-При фестиваля «Золотой Абрикос» (Ереван, Армения), а также специального упоминания Международного Кинофестиваля в г. Фано (Италия), получил приз от компании Кодак на фестивале ВГИК и диплом фестиваля «Святая Анна».

В дальнейшем было снято несколько фильмов, среди которых: «Маяк» (2006, актеры: Сос Саркисян, Софико Чиаурели, Михаил Багдасаров), «Это не я» (2012), «Энтропия» (2012), «Чеснок, лук и перец» (2013). На Ереванском кинофестивале в 2006-ом году «Золотой Абрикос» фильм «Маяк» удостоился Приза союза армянских кинематографистов. 2013-ом кинолента «Это не я» получила Национальную кинопремию Армении «Айак».

Есть люди, в которых каким-то образом уживаются авантюризм, азарт и способность принимать ответственные решения. Талантливый режиссер, номинант 10-го Ереванского Международного Кинофестиваля «Золотой абрикос», лауреат национальной кинопремии «АЙАК» 2013 г., Мария Саакян один из таких редких случаев. О секрете неиссякаемой энергии и сложностях профессии кинематографиста мы поговорили с режиссером картины «Это не я».

– Азарт помогает работать. Без этого ощущения, интереса, побуждающего на постоянные поиски, новые открытия, не было бы меня такой, какая я есть. Мои фильмы были бы другими. Что касается подросткового интереса к миру, то я действительно застряла где-то в возрасте, между 12-13 годами, такое у меня самоощущение. Наверное, пора повзрослеть. В этом мне помогает как профессия, так и семья. Последнее в большей степени, потому что, если можешь позволить некоторую слабинку на работе, то с семьей, детьми ответственность на первом месте.

– Думаю, я достаточно хорошо знаю свою нишу в кино. Вообще, считаю, что самое главное для человека искусства – говорить своим языком, не пытаться пользоваться готовыми инструментами. По этому поводу очень точно высказалась режиссер Маргарет фон Тротта. На вопрос о том, почему современный человек стал делать все быстро, просто и, зачастую, некачественно, а все что дошло до нас с глубины времен проникнуто идеей, содержанием и уникальностью, она ответила: «Потому, что раньше человек делал для Бога, а теперь – для себя». Так что, хотелось бы делать не только для себя, не только для своего времени, но и для последующих поколений. Понятно, что только время способно показать истинную ценность и значимость созданного тобой. И тем не менее, к этому надо стремиться. Что касается жанра, для меня это только средство самовыражения, способ донести до зрителя то, что я, как режиссер, хотела сказать. Так что, эксперименты будет продолжаться.

– «Лук, чеснок и перец» – название моей будущей картины. Это очень трогательная, романтическая история о, по сути, невозможной любви между молодыми людьми в годы второй мировой войны. Сюжет, в чем-то похож на культовую советскую картину – «Летят журавли». Есть еще один проект, он еще в зачаточном состоянии. На данный момент уже есть готовый сценарий, утвержден актерский состав. Ищем деньги на запуск.

– Театр – вечное искусство. Оно доказало свою жизнеспособность и будет существовать всегда. Кино, возможно, еще как-то трансформируется. А телевидение, на мой взгляд, уже изжило себя. Телевидение, по сути, это просто функция. Оно ушло в планшеты. Так что, в него верю меньше всего. Зрителя всегда интересовали персоны и истории. Люди – это театр, истории – кино. Так что, однозначно эти два явления обречены на долговечность. В какой форме все это будет преподноситься зрительской аудитории, в цифровом формате 2D, 3D или как-то еще, всего лишь детали. Это как мода – сегодня мы носим вьетнамки, завтра босоножки. Форма меняется, но суть остается.

– Я абсолютно спокойно отношусь к критике. Что касается конкретно «Энтропии» – то мы намеренно провоцировали негатив, добиваясь очень яркого эмоционального отклика публики. И мы его получили. Поэтому зрители «Энтропии» разделились на два противоположных лагеря – те, кому фильм крайне не понравился и другие, которым фильм был по душе. Те, кому работа понравилась, распознали мое намерение вызвать отвращение. Так что, по этому поводу у меня нет никаких претензий. Картина получилась именно такой, какой должна была быть.

– Если честно, то мне до сих пор больше всего нравится моя дипломная работа – «Прощание». А вообще, мне необходимо время, чтобы взглянуть на свою работу менее критично. В каждой новой картине я вижу только недостатки, допущенные пробелы. Со временем это проходит, и я начинаю давать более объективную оценку.

– Мне кажется, для любого режиссера, и вообще человека творческого, основные трудности таятся в искушениях. Потому что, любому талантливому режиссеру однозначно будут поступать предложения. Но возможно эти предложения, даже самые притягательные будут вести его по дороге компромисса с самим собой. И этот соблазн легкого успеха, но при этом возможная потеря того, ради чего, по сути, человек выбрал профессию кинематографиста и есть самая большая сложность, с которой сталкивается современный режиссер.

– Думаю это потрясающая платформа, поскольку сюда приезжают действительно интересные люди, настоящие профессионалы киноиндустрии. Я много езжу по фестивалям и о «Золотом абрикосе» везде идет очень хорошая молва, многие хотят сюда попасть. Не раз убеждалась в этом на подобных мероприятиях в Каннах, Москве, Роттердаме, Мюнхене и т.д. Для режиссеров здесь разработана замечательная программа «Режиссеры без границ», в рамках которой начинающие режиссеры имеют уникальную возможность представить свои работы опытным кинематографистам со всего мира. Жизнь нашей картины – «Это не я», началась именно на этом проекте. Мы получили приз, и нашли людей, которые поддержали нас ценными советами и рекомендациями. Кроме всего, я как армянка просто счастлива, что имею возможность посмотреть фильмы известных режиссёров в Ереване.