Опрос: потребительские настроения россиян возвращаются на докризисный уровень

0

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.

Потребительское и кредитное доверие россиян все ближе к докризисным показателям. Так, индекс потребительского доверия* в ноябре с.г. равен 43 п. – для сравнения, в декабре 2013 г. – 45 п. (в 2014-2016- гг. – от 34 до 36 п. в аналогичные периоды). Согласно данным последнего опроса, уже треть граждан (34%) оценивает нынешнее время как благоприятное для крупных покупок (с 23% в январе с.г.). Половина (51%), однако, пока настроена скептически.

В отношении кредитования настроения респондентов менее позитивны, однако также фиксируется положительная динамика: индекс кредитного доверия** вырос с 21 п. в январе до 30 п. в октябре- ноябре с.г. Текущее значение превышает показатели последних лет (21-22 п. в 2015-2016 гг.), но еще уступает значению декабря 2013 г. (34 п.). Большинство опрошенных (70% по данным последнего опроса) пока не считает возможным рассматривать вопрос о получении крупных займов, напротив, благоприятным для кредитов нынешнее время считают 18% респондентов.

Отношение россиян к банкам за год существенно изменилось: если в январе 2017 г. вариант вклада на счет в банке свободных средств считал оптимальным 41% граждан, то в ноябре 2017 г. – уже 57%. О необходимости забрать деньги из банка говорит вдвое меньшее число опрошенных (28%). Почти три четверти россиян (73%) ориентированы на сберегательное поведение – они считают необходимым сократить повседневные расходы (в январе эта доля составляла 67%). Напротив, быстрее потратить зарплату или пенсию считают целесообразным 20% граждан.

Ситуацию оценил ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Экономическое самоощущение россиян постепенно нормализуется. В частности, на уровне домохозяйств закрепляется тенденция формировать резервы не «в крупе и сахаре», а в «деньгах», при чём всё чаще, – в рублях, а не в валюте. На этом фоне отмечается любопытное явление: падает значение такого средства сбережения, как украшения из драгметаллов, что мы видим по другим нашим исследованиям. Архаическая модель сбережений с прицелом «сохранить хоть что-то, если придётся бежать в чём есть» сменяется на открытие счетов банке и прочие инструменты, характерные для развитой экономики. Наше общество взрослеет».

*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.