Политические итоги 2017 года по версии Sputnik Армения

5 Views

Политические итоги 2017 года по версии Sputnik Армения
Sputnik Армения представляет пять главных событий 2017 года, которые не прошли бесследно и напомнят о себе в следующем году.

Прошедший 2017 год запомнится армянам еще надолго. К счастью, ничего похожего на кровавый апрель 2016 не произошло, но солдаты на границе все же погибали.

2 апреля 2017 года в стране прошли парламентские выборы. Их итоги были вполне ожидаемыми –правящая Республиканская партия Армении одержала безусловную победу. В парламент прошли также АРФ «Дашнакцутюн», которая де-факто давно потеряла собственное политическое лицо, а также безликий блок «Царукян».

В парламент прошел еще один блок – «Елк» («Выход»), получив, как ни странно, именно столько голосов, сколько необходимо. Он позиционирует себя как единственная оппозиционная сила, которая знает как «выйти» из сложившейся ситуации, причем в рамках закона и конституции.

Внешняя политика Армении на момент выборов оправдывала ожидания мировых центров силы, и в оценках выборов со стороны международных наблюдателей фигурировали выражения «честность» и «прозрачность».

Есть ли доверие у общества к парламенту, готов ли он быть главным институтом страны с 2018 года? К сожалению — нет. Ведь некоторые «избранники» народа, вновь севшие за «кнопочки» за многие годы не проронили с трибуны ни слова.

Главный вопрос, который «мучает» политические умы в Армении – это вопрос «кто станет премьером в 2018 году». Оба возможных кандидата – представители РПА. Первый, естественно, действующий президент, второй – премьер-министр Карен Карапетян. При этом решать будет, конечно же, Саргсян.

Заявления самого Карапетяна о том, что он готов продолжать работать на должности еще больше подливают масла в огонь. Еще неопределеннее ситуацию делают заявления Саргсяна о том, что Карапетян – приемлемая для РПА фигура.

По мнению политтехнологов, действующий президент Армении сохранит интригу до конца, что позволит обоим сохранять рычаги влияния. Что касается других членов РПА, то среди них, по мнению некоторых экспертов, царит определенная паника и чувство неопределенности по поводу будущего.

16 октября в Женеве прошла встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Она прошла в совершенной иной атмосфере, чем раньше, о чем свидетельствует и совместная фотография двух президентов, на которой оба лидера предстали в весьма благостном расположении духа на свежем воздухе. Судя по всему, беседуя довольно непринужденно.

По мнению экспертов, эта встреча могла ознаменовать определенную перезагрузку в процессе переговоров по Карабаху. При этом, сейчас вряд ли обсуждаются сами «Мадридские принципы», которые за последние годы никуда не делись.

Принципы есть. Армения уже давно дала согласие, Азербайджан был близок в 2011 году, но все-таки не решился.

По итогам встречи, Саргсян заявил, что стороны договорились — будут приняты меры для снижения напряженности, чтобы не было жертв на передовой.

«Хочу сказать, что и президент Азербайджана, и я глубоко в этом заинтересованы. Дай бог, чтобы он всегда так думал», — сказал Саргсян.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что встреча президентов Армении и Азербайджана прошла в конструктивной атмосфере.

Через три дня в Карабахе от выстрела противника погиб еще один армянский солдат…

В целом, переговорный процесс по Карабаху в 2017 год не особо продвинулся вперед, хотя в сравнении с 2016 годом все было более чем «спокойно». Однако на фоне выборов премьера в Армении и президента в Азербайджане в 2018 году не исключается новая эскалация на границе.

Национальное собрание Армении 15 ноября во втором и окончательном чтении приняло законопроект «О статусе военнослужащих и воинской службе». Таким образом, парламент лишил отсрочки от службы в армии студентов, обучающихся по госзаказу. Военнообязанные могут воспользоваться отсрочкой, если согласятся в дальнейшем учиться в военном вузе.

Власти, таким образом, пытаются решить вопрос пополнения личного состава. В результате решили «соскрести» в армию оставшихся студентов – якобы борясь с коррупционными рисками.

То, что можно было бы бороться с самой коррупцией во время поступления в вузы на бюджетные места, как-то из повестки выпало.

По словам защитников законопроекта, служба в армии никак не влияет на «желание учиться». Кроме того, они предлагают посмотреть на количество ученых, которые появились за последние годы. Их не так много.

Им можно посоветовать посмотреть на зарплаты ученых, на то, что не многие могут в нынешней социально-экономической ситуации позволить себе учиться еще и после армии.

А самое интересное – громче всех кричат о необходимости пойти в армию те, кто сам не служил (или служил как-то не так). Еще смешнее, когда об этом говорят люди, которые воспользовались отсрочкой.

Оказывается «ситуация изменилась». Но а то, что дети избранной «элиты» продолжат увиливать от армии, используя другие способы, не вызывает особого сомнения.

Таким образом, этот шаг может еще больше стимулировать эмиграцию из страны.

С другой стороны, это противоречивое решение вполне вписывается в риторику не вполне понятной и раскрытой концепции «Нация-армия».

Заявление президента Армении Сержа Саргсяна на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о том, что весну 2018 года Ереван встретит без армяно-турецких протоколов, прозвучало как приговор. То же, чуть позже, повторил и глава МИД Армении Эдуард Налбандян. Все из-за того, что Турция выставила предусловия.

«Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» главы МИД Армении и Турции подписали 10 октября 2009 года в Цюрихе.

Но, как выяснилось, протоколы появились «мертворожденными». Изначально было ясно, что Турция увязывает отношения с Арменией с Карабахом. Ведь закрывая границу, Анкара, в первую очередь, оказывала услугу своему «младшему брату» – Азербайджану.

Изменилась ли ситуация в армяно-азербайджанских отношениях за последние годы. Да, она стала хуже. Распался ли братский союз между Анкарой и Баку – вроде бы нет. Есть, конечно, много других факторов, которые могли бы повлиять на ситуацию с закрытой границей – но они не повлияли.

Открытие армяно-турецкой границы могло бы стать хорошо пропиаренным «великим свершением», а стало внешнеполитическим провалом.

Соглашение Армения-ЕС было подписано 24 ноября на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Это стало одним из позитивных шагов Армении на пути диверсификации своей внешней политики.

Несмотря на то, что документ кардинально отличается от Соглашения об Ассоциации, он по-разному был встречен в обществе – от полного непринятия до «события века».

На самом деле, Соглашение, по оценке экспертов, похож на протокол о намерениях, выполнение которых, уже совсем другой вопрос. Пока что Соглашение не противоречит членству Армении и в ЕАЭС (о чем любят повторять власти), что будет в дальнейшем – зависит от того, в какие конкретные пункты превратятся декларативные заявления.

С другой стороны, среди широких масс населения продолжает царить заблуждение, что сотрудничество с одним из интеграционных объединений – будь то ЕАЭС, или ЕС, должно решить ее проблемы.

Есть позиция похуже – надежда на то, что те или иные страны будут Армению содержать, за счет грантов, кредитов, «инвестиций». Слово инвестиция превратилось в одно из наиболее популярных слов манипуляции общественным сознанием.

Но бороться с коррупцией, растратой бюджета, защищать права граждан Армении должны не Россия, ЕС или США.

Хотя власти уверяют, что все будет хорошо, особенно, в очередном Новом году.

Автор: Коробейников Иван

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:
Загрузка...