Прощай, оружие: США будет давить на союзников России, но на Армению вряд ли

0

Прощай, оружие: США будет давить на союзников России, но на Армению вряд ли

В том, что американские санкции в отношении России в итоге доберутся и до тех государств, которые покупают у российских корпораций оружие, сегодня уже можно не сомневаться. Хотя бы потому что сама логика действий Вашингтона в сфере геополитики подсказывает: Соединенные Штаты попросту не потерпят поставок российских С-400 Турции или же С-300 — Сирии.

В данном контексте Соединенные Штаты Америки действуют, пытаясь одним выстрелом убить двух зайцев. Один из них, как уже было сказано, — геополитика. Ведь понятно, что та же Турция, которая вот уже более семидесяти лет служила для Запада барьером, препятствующим распространению российского влияния в направлении Южной Европы и Ближнего Востока, не может вот так, в одночасье поменять свой внешнеполитический вектор и широко распахнуть те самые двери, которые защищала грудью.

Этого на Западе, и в первую очередь в Соединенных Штатах, попросту не поймут. Да и членство в НАТО для Турции пока еще никто не отменял. А ведь быть членом Североатлантического блока — это не только преференции в виде, скажем, вооружения и политических дивидендов на международной арене. Это еще и обязанности, которыми Анкара, будучи полноправным натовским партнером, пренебречь не может.

А ведь пренебрегает, верно? Хотя бы в тот момент, когда отказывается предоставить американской, британской и французской военной авиации право пользоваться аэродромом Инджирлик при нанесении ракетно-бомбового удара по сирийской территории.

Более того, незадолго до этого удара Анкара устами турецкого президента в очередной раз подтверждает свое намерение не просто купить у Российской Федерации два дивизиона противоракетных комплексов ПВО С-400 (а потом еще два), но еще и наладить совместное (с российской стороной) производство этого мощного вооружения на своей территории.

Ээто уже не просто геополитика, а конкретная экономика — заяц номер два. Имеет место борьба за место под солнцем на международном рынке вооружений, на котором действительно серьезно схлестнулись две супердержавы, производящие оружие — Российская Федерация и США. А президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, будучи по своей сути больше не политиком, а бизнесменом, подобного расклада, ведущего к финансовым потерям и к сокращению доходов с рынка, потерпеть ну никак не может.

Все остальные доводы, которые приводят натовские, западные специалисты относительно того, почему Турции нельзя покупать С-400 — это попросту производное от экономико-финансовых соображений, согласно которым Запад должен сделать все возможное, чтобы пресечь эту сделку.

Говорится о том, что российские С-400 несовместимы с натовскими стандартами. И о том, что Турция, будучи членом Североатлантического альянса, попросту морального права не имеет закупать такое дорогое вооружение у потенциального противника. В конце концов, даже уже угрожают, предупреждая, что американцы оставляют за собой право прибегнуть к санкциям, если Анкара все-таки купит эти российские системы для своего ПВО.

Ну а если ко всему этому учесть, что Россия уже поставила два дивизиона С-400 Китаю (еще два на очереди), то следует понимать, что проблемы у американцев только начинаются.

С другой стороны, понятно, что только финансово-экономическими соображениями даже Трамп не может строить свою внешнюю политику. Ему от геополитической составляющей никуда не деться, как бы ни хотел он уйти из Сирии, где доходов в ближайшей перспективе не предвидится — сплошные расходы.

В этом контексте следует отметить, что Запад сам себе на голову накликал очередные (и очень серьезные) проблемы, когда США, Великобритания и Франция приняли несанкционированное ООН решение о ракетном ударе по сирийской территории. Говорят же — не буди лиха, пока оно тихо.

А тут Вашингтон, Лондон и Париж дают в руки своему конкуренту Москве своеобразный карт-бланш на поставку официальному Дамаску зенитно-ракетных комплексов С-300. Для того, чтобы понять, насколько оплошал Запад в данном случае, следует лишь вспомнить, что Кремль в свое время, лишь исходя из просьб израильтян и американцев, отказал своему союзнику Асаду в поставках этих комплексов.

Дело в том, что радиус действия ПЗРК С-300 составляет от 5 до 150 километров, а это в свою очередь означает, что под удар попадает небо, например, над Ливаном, откуда израильская военная авиация, ничего не опасаясь, привыкла наносить откровенно пиратские ракетные удары по сирийской территории.

Как только в составе сирийских ПВО на дежурство встанут российские С-300 (по некоторым данным, несколько дивизионов уже отправлено военно-транспортным бортом), эта “лафа” для израильтян закончится. Равно как закончится и легкая жизнь для американских и европейских истребителей и бомбардировщиков, летающих в сирийском небе как у себя дома.

И еще один нюанс: если стоящие на дежурстве в Сирии российские С-400 охраняют лишь воздушное пространство над российскими военными базами (Тартус, Хмеймим и так далее), то системы С-300 будут принадлежать и подчиняться не руководству российских ВКС, а сирийскому командованию. С которым, кстати, командованию западной антитеррористической коалиции еще следует найти общий язык на тему как пользоваться сирийским небом.

При всем при этом грозное предупреждение Израиля о том, что он обозначил для России своеобразную красную линию, которая будет пересечена в тот момент, когда Сирии будут поставлены ПЗРК С-300, кажется, на Кремль не подействовало. Во всяком случае, реакции из Кремля не было, а системы были отправлены.

У Армении нефтедолларов нет, и вооружать свою армию армяне будут исключительно при помощи союзника — России.

Так что западные страны, принявшие решение нанести ракетно-бомбовый удар по территории Сирии, подхлестнули и так напряженную ситуацию в регионе. Ну а если российское оружие, стоящее на вооружении у Сирии, даст возможность Дамаску хотя бы частично прикрыть небо над страной, то увеличится и количество покупающих его (оружие) стран.

И американцам тогда некуда будет деться — придется объявлять очередной пакет санкций, который на сей раз уже будет затрагивать не только российские корпорации, производящие и продающие оружие, но и те страны, которые это оружие будут покупать с удвоенной энергией. Не коснется ли это все и Армении, которая закупает вооружает свою оборонку при помощи Российской Федерации?

Ни для кого не секрет — Москва и дальше намерена поставлять Еревану оружие. Ну, во-первых, потому, что самый близкий союзник и друг в регионе, член ОДКБ и ЕАЭС. А, во-вторых, потому, что необходимо уравновесить силы — на сегодняшний день это единственная гарантия от эскалации на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения.

Тот же Азербайджан в прежние годы уже успел закупить огромное количество оружия не только у России. Не меньшее количество Баку все еще продолжает покупать и у Турции, и у Пакистана с Израилем. И уравновесить расклад необходимо…

Вот и получается, что если США вдруг потребует у обеих сторон карабахского конфликта свернуть сотрудничество с российскими корпорациями, производящими вооружение, то это будет на руки исключительно Азербайджану. Он будет иметь возможность перекинуть свои финансовые средства на других поставщиков, чего Армения делать не может — “нефтяными долларами” Ереван не владеет.

Так что сейчас уже можно быть уверенным, что, несмотря ни на какие запреты и угрозы санкций со стороны США, Армения все равно будет продолжать закупать именно российское вооружение. Понимают это и в Вашингтоне, и, скорее всего, не пожелают сделать так, чтобы Ереван полностью отвернулся от Запада. А это значит, что давить на Ереван не будут.

А если и будут, значит, так тому и быть — придется отвернуться от Запада. Армении необходимо защищать свою территорию, свои границы, и в то же время выступать на международной арене гарантом безопасности Карабаха. И для этого необходимо российское оружие. Отказаться от него не могут даже самые прозападно настроенные круги в стране.