Российские золотодобытчики призывают усовершенствовать лесное законодательство

0

Российские золотодобытчики призывают усовершенствовать лесное законодательство

Они направили обращение в Государственную Думу и правительство РФ. Старатели просят об устранении правового казуса. В документе идёт речь об особо защитных участках леса (ОЗУ).

В ноябре 2020 года, в соответствии с поручением президента РФ, начнёт действовать «регуляторная гильотина», которая предполагает пересмотр и отмену до 2021 года нормативно-правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат. Задачей «гильотины» является создание в сферах регулирования новой системы понятных и чётких требований к хозяйствующим субъектам, а целью — пересмотр нормативных актов с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ,
сообщает «Российская газета». 

По этому поводу своё мнение уже высказали золотодобытчики России. В обращении, которое подписано главой Союза старателей России Виктором Таракановским, сообщается, что Россия занимает первое место в мире по добыче россыпного золота. По данным Министерства финансов, в 2019 году добыча составила 115 тонн золота (30% всего объёма). 

Россыпной метод – это модернизация древнейшего метода добычи. Если раньше старатели «намывали» золото, то теперь лотки сменились на драги и промышленные приборы. Но не изменились места добычи. Это всё те же долины рек и ручьёв. А чтобы получить право на промысел на определённом участке, необходимо приобрести лицензию. После этого уже можно участвовать в конкурсе, который проводят Российские недра. Цена может достигать сотен миллионов рублей, всё зависит от запасов и особенностей месторождения. 

Приобретая лицензию, золотодобытчики получают не просто право на добычу, а они обязаны её проводить. При этом в документах не сказано об обременениях, из-за чего старатель может столкнуться с проблемами. Например: горнопромышленники приступили к работам, доставив на участок технику и рабочих, а позже приезжает прокурорская проверка и говорит, что эта зона находится в границах особо защитных участков леса (ОЗУ). Это значит, что работать нельзя, так как идёт нарушение природоохранного законодательства.   

Получается, что старатель узнал о статусе отведённого ему участка только после покупки лицензии, но он подчиняется и приостанавливает работы. С другой стороны на него давит Росприроднадзор, который считает, что золотодобытчик может нарушить лицензионное соглашение.   

Плата за лицензию — это не единственные расходы золотодобытчика. Также он платит большие суммы за поисковые, оценочные и разведочные работы, экспертизы и геологические отчёты, постановку запасов на государственный баланс, технический проект и оформление разрешительных документов. Миллионы рублей уходят на технику, расходы на ГСМ и запчасти, и зарплату работникам. 

«Если предприниматель не выполняет принятые на себя обязательства по сдаче золота государству, он несёт ответственность вплоть до досрочного отзыва лицензии на добычу золота — месторождение остается неосвоенным, а страна лишается так необходимого для её благополучия золота», — написали в обращении старатели.   

Они считают, что существующие противоречия в нормативных актах предприятия не могут добывать золото и по той, и по другой причине. Их в любом случае могут обвинить в нарушении: с одной стороны — природоохранного законодательства, с другой — условий лицензионного соглашения. Это замкнутый круг, разорвать который и призывают старатели.   

В ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ указано, что «строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых». Согласно этому документу, старатели вправе работать в зоне ОЗУ, но на практике за вырубку в ней их крупно штрафуют. 

Ещё в 2013 году появилось ведомственное распоряжение №849 «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», согласно которому, запрещается вести добычу драгоценных металлов на месторождениях, расположенных в ОЗУ. Чтобы устранить это противоречие, необходима «синхронизация» двух документов.  

По мнению старателей, Лесной кодекс в изменении пока не нуждается, а распоряжение следовало бы подвергнуть редактированию, то есть изменить формулировку данного акта, которая разрешила бы добывать полезные ископаемые на ОЗУ. Это позволило бы увеличить добычу золота в стране на 25-30% и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет. 

В статье 119 Лесного кодекса приведён перечень работ, которые нельзя проводить на заповедных участках. Там добыча полезных ископаемых правомерно запрещена и старатели согласны с этим.  

Проблему вышеперечисленных противоречий уже поднимал бизнес-омбудсмен Борис Титов. В начале нынешнего года он направил в Минприроды России свои предложения. А поводом для этого стало обращение к нему золотодобывающих предприятий Забайкальского края. В регионе от 20 до 80% площадей на участках с действующими лицензиями занимают ОЗУ, а в Забайкалье добывается из россыпей почти 2/3 золота. 

В Минприроды Титову рекомендовали переводить земли лесного фонда в земли иных категорий. Аналогичный ответ получали и сами старатели. Однако, на практике добиться смены особого статуса очень сложно, а если участок расположен в глубине лесных массивов, то это фактически невозможно. 

А принимая во внимание тот факт, что участками пользуются временно, значит, перевод их в другие категории земель нецелесообразен и ограничен законом. Понятно, что такой подход проблему ОЗУ не решит. А ведь это не единственное, что мешает работе золотодобытчикам. Ещё одна проблема заключается в достоверности сведений, которые внесены в государственный лесной реестр. Он точно нуждается в актуализации. 

Недавно в Московском арбитражном суде прошло заседание, на котором был удовлетворен иск одного из лидеров российской золотодобычи — ПАО «Ксеньевский прииск» — к Рослесхозу. Суд признал, что в лесном госреестре имеются недостоверные сведения об ОЗУ, статус которых не позволял старателям вести добычу на этих участках.
Арбитраж признал незаконным бездействие сотрудников лесного агентства, «выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов». В общем, в суде было фактически доказано, что в реестр содержит недостоверные сведения о многих ОЗУ на территориях добычи. Возможно, решение по этому иску, станет знаковым не только для судебной практики, но для всей отрасли. 

Из материалов дела следует, что «Ксеньевский прииск» «неоднократно обращался в министерство природных ресурсов Забайкальского края с заявлениями о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов арендуемых лесных участков», но на все запросы было получено отрицательное заключение государственной экспертизы. Министерство ссылалось на распоряжение 849-р, говоря что все участки  — это ОЗУ. Следовательно, «Ксеньевский прииск»  не мог заниматься разработкой месторождений. 

При этом, ответчик так и не предоставил запрошенные судом первичные документы о том, что спорные участки оформлены как ОЗУ. Ссылки на протоколы о лесоустройстве оказались неподтвержденными документально. В результате, суд сделал вывод, что Рослесхоз должен исправить данные реестра. 

«Казус ОЗУ» уже давно является предметом обсуждения и на профессиональных сетевых ресурсах золотодобытчиков. Здесь тоже можно встретить парадоксальные истории. Например, на одном из участков добычи в Восточной Сибири границы ОЗУ проведены по топографической съёмке еще 1960-х годов. При наложении этой границы на реальный рельеф возникают явные расхождения. Граница ОЗУ охватывает кустарник, но его трогать нельзя. Зато чистый, красивый сосняк можешь косить, так как границы ОЗУ его не затрагивают», — приводит слова одного из старателей «Российская Газета». 

На сегодняшний день ясно одно, что для золотодобытчиков очень важно появление чётких и понятных требований, установить которые можно в рамках «регуляторной гильотины». Тем более, Союз старателей уже подготовил соответствующие предложения. Первым делом необходимо изменить распоряжение №849, что позволит компаниям, работающим россыпным способом, спокойно добывать золото для страны. 

Речь идёт о довольно крупных предприятиях, которые добывают свыше тонны золота за сезон и являются системообразующими. К тому же, это тысячи рабочих мест и миллиардные налоги. 

Стоит отметить, что в 2020 году доходы от экспорта золота превысили доходы от экспорта газа. Если добыча золота будет увеличена, то это позволит России  компенсировать часть выпадающих доходов от экспорта нефти и газа и поддержать экономику.