Российский самолет Як-130 впечатлил военного эксперта из США

3

Самолет имеет отличную систему вооружения.

Российский самолет Як-130 впечатлил военного эксперта из США

Американский военный эксперт Марк Эпископос опубликовал статью, в которой рассказал об уникальном российском учебно-боевом самолете Як-130.

Як-130 имеет интересую и извилистую историю развития. В 1980-х годах советское правительство объявило конкурс на закупку устаревшего парка чешских истребителей L-29 и L-39. Из пяти заводов-изготовителей, первоначально представивших свои идеи, остались только МиГ-АТ и Як-УТ к 1991 году. Яковлев завершил разработку своей концепции в 1993 году, но проект застопорился из-за нехватки финансирования после распада СССР. Инженер обратился к неортодоксальному решению: покупка для иностранных инвесторов. Была заключена сделка с итальянским авиастроителем Aermacchi, и, когда деньги и материалы снова потекли рекой, самолет Як-130Д наконец совершил свой первый полет с аэродрома Громова в 1996 году.

Множество административных разногласий заставило Яковлева и Aermacchi расстаться несколько лет спустя. Последний разработал свой собственный производный истребитель M-346 Master, который до сих пор находится на вооружении в нескольких странах, включая Италию, Израиль и Польшу. Яковлев выиграл первоначальную заявку 1980-х годов, и доработанный Як-130 поступил в серийное производство, чтобы стать новым учебным самолетом российских ВВС.

Российский самолет Як-130 впечатлил военного эксперта из США

Як-130 – это двухместный легкий учебно-тренировочный самолет, имеющий стандартную конструкцию стреловидного крыла и легкую конструкцию из сплава. С более коротким фюзеляжем и менее агрессивно закругленной носовой частью, чем у Як-130Д, Як-130 предназначен для поддержания стабильного полета на углах атаки до 35 градусов. Впечатляющее соотношение тяги и веса. Самолет имеет высокую скороподъемность (RoC) и открывает возможность взлета в неоптимальных условиях.

В отличие от многих других истребителей, появившихся в конце советской эпохи, Як-130 получил надежный пакет авионики, который включает в себя систему Fly-By-wire, нашлемный дисплей, двойную совместимость GPS / ГЛОНАСС для расширенной навигации и целеуказания, а также модуль перепрограммирования для изменения характеристик управляемости и устойчивости в пределах определенных параметров. Это учебный самолет поставляется с загруженными режимами моделирования боевых действий. Благодаря этому мощному сочетанию звуковых аэродинамических принципов проектирования и бортовой электроники Як-130 способен обмениваться ударами по производительности с истребителями 4-го и 4+ поколения, такими как МиГ-29, и западными аналогами, такими как Boeing F/A-18E-F Super Hornet.

Як-130 имеет отличное вооружение: Р-73 «Лучник», ракеты малой дальности «воздух-воздух» и ракеты с лазерным наведением Х-25, а также управляемую бомбу КАБ-500Кр. Нейтральная философия дизайна Як-130 распространяется и на его комплект вооружения, который, как сообщается, обеспечивает совместимость с оружием западного производства, таким как AIM-9L Sidewinder и AGM-65 Maverick.

Российский самолет Як-130 впечатлил военного эксперта из США

Як-130 был заклеймен как универсальный легкий штурмовик, способный выполнять ударные задачи и действовать с авианосцев. Предложенный вариант штурмовика Як-130 даже попал в шорт-лист, чтобы стать новым российским истребителем ближней воздушной поддержки (CAS), но позже был отброшен в пользу усовершенствованного производного Су-25.

Универсальность и экономичность Як-130 сделали его экспортным хитом на постсоветском пространстве и в развивающихся странах, причем десятки заказов были размещены Мьянмой, Белоруссией, Алжиром и Бангладеш.

В конце прошлого года на авиасалоне в Дубае стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация России (ОАК) работает над пакетом модернизации Як-130, чтобы превратить его «в основном в боевой самолет», который все еще может быть использован в качестве учебно-тренировочного самолета.

Российский самолет Як-130 впечатлил военного эксперта из США