Сирийские курды, битые ‘турецкими розгами’: кому все это надо?

3

Сирийские курды, битые 'турецкими розгами': кому все это надо?
В мире пока не решили, как относиться к курдам: с одной стороны, они выступают против ИГ, с другой – вторая по военной мощи страна НАТО считает их террористами, а за ситуацией пристально следят Россия и США.

Военный корреспондент Кирилл Романовский уже четыре раза с начала войны побывал в сирийском городе Африн и теперь вновь отправляется туда. По его мнению, военная операция Анкары против отрядов народной самообороны (YPG) не станет легкой прогулкой — ни для самой Турции, ни для Свободной армии Сирии.

После начала вооруженных действий Романовский был одним из первых, кто стал делать репортажи из города Африн на севере Сирии. Корреспондент российского Федерального агентства новостей (РИА ФАН) рассказал в интервью Sputnik Deutschland, что в ходе турецкой военной операции “Оливковая ветвь” в Африне в первую очередь страдает гражданское население, а турецкая наземная наступательная операция пока не принесла однозначных результатов. По его оценке, этот конфликт закончится еще не скоро. Он считает, что бои продолжатся, по крайней мере, в горах на севере, а также на юге Африна.

“В этих горах много курдских укрепрайонов, таких как Кестель Синдо (Qestel Cindo) на северо-западе. Мы там бывали дважды. И нужно сказать, что даже авиаудары там переносятся довольно спокойно”, — рассказывает репортер.

Кроме того, нужно понимать, что турецкие сухопутные войска участвуют в этой операции весьма опосредованно.

“Основную силу составляют не турецкие солдаты, а так называемые оппозиционные войска”, — отмечает Романовский.

Однако их нельзя назвать самыми боеспособными силами в Сирии, говорит Романовский.

Сдержанную реакцию международного сообщества на конфликт между Турцией и курдскими формированиями, которые считаются союзникам США в борьбе против ИГ (“Исламское государство”, террористическая организация, запрещена в РФ и ряде стран — ред.), эксперт объясняет следующим образом:

“Дело в том, что международное сообщество пока не может оценить преимущества задействования курдов в рамках сложившейся ситуации. С одной стороны, сирийские курды борются против ИГИЛ. С другой стороны, Турция, являющаяся второй по величине военной силой в НАТО, называет курдов террористами”, — подчеркивает журналист.

Международное сообщество терпеливо наблюдает за происходящим и ждет столкновения мнений между США и Россией в отношении Африна. США и Россия, со своей стороны, ждут, пока курды сформулируют свою позицию.

“Если курды выступят в поддержку Дамаска, их будут поддерживать русские. Если они выступят однозначно против — тогда они получат определенную поддержку со стороны американцев”.

Романовский не подтверждает утверждение, что курдские формирования воюют немецким оружием. По его мнению, речь здесь скорее идет об иракских курдах, а не сирийских.

“Немецкое оружие я, по крайней мере, в этом регионе никогда не видел. Но иракские курды напрямую получают поддержку в виде немецкого оружия. Когда я был на севере Ирака, то почти повсеместно на линии фронта видел продукты Heckler&Koch”.

Турецкая организация ЦСоюз европейско-турецких демократов” (UETD) в интервью Sputnik утверждало, что военная операция направлена на защиту целостности Сирии. Романовский же считает, что суверенитет и целостность Сирии находятся под угрозой как раз из-за интервенции Турции. “Ведь турки рассматривают север Сирии в рамках войны как свою зону влияния. И если им все же удастся оказаться в Африне и, возможно, других кантонах, то они там и останутся. И тогда будет нужен новый диалог с Дамаском о том, почему же турки там, и почему они не хотят покидать эту территорию”.

Россия пытается при помощи “турецких розг” подтолкнуть курдов Африна к диалогу с Дамаском. “Сохранение сирийского государства с самого стало основной целью российского присутствия в рамках конфликта”. Так что теперь необходимо ждать реакции курдов.

В любом случае, этот конфликт не будет легкой прогулкой ни для Свободной армии Сирии, ни для турецких вооруженных сил, предупреждает эксперт.

По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, с начала военной наступательной операции погибло 46 гражданских лиц, в том числе 13 детей. По данным президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, погибло семь турецких солдат и 13 бойцов Свободной армии Сирии. Правозащитники говорят о более чем 60 убитых членов Свободной армии Сирии. Турецкие вооруженные силы сообщали о нейтрализации 484 боевиков. Курдские формирования пока что не подтвердили эту информацию. Наблюдатели говорят о 59 убитых курдских бойцах.