Сирийский цугцванг: что будет с Арменией, если США удастся ‘взорвать’ Сирию

1

Сирийский цугцванг: что будет с Арменией, если США удастся 'взорвать' Сирию
Если американцам удастся расколоть Сирию, нарушить ее территориальную целостность – то на первый взгляд это будет чисто “сирийская трагедия”. Однако в контексте глобальной региональной геополитики подобный расклад может “выйти боком” не только Ирану или России, но и Армении, да и всему региону Южного Кавказа.

На самом деле поведенческая парадигма американцев на Ближнем Востоке более чем проста – им необходимо ни в коем случае не допустить стабилизации ситуации в нынешнем ее виде. В этом случае им действительно останется лишь уйти, причем надолго – как минимум на десятилетие.

Дело не только в том, что существующий расклад на сирийских фронтах дает Ирану прямой выход и вожделенную сухопутную дорогу до сирийско-израильской границы, да и вообще позволяет усилить свое влияние в регионе до величин, неприемлемых для американцев.

Кроме того, под рукой Ирана оказываются торговые пути государств Ближнего Востока, связывающие их с черноморско-каспийским регионом. А это означает, что многие миллиарды (а то и триллионы) долларов, потраченных Соединенными Штатами в Сирии и Ираке, выгорели впустую. Американцы так и не смогли найти сухопутный выход для энергоносителей (в первую очередь из Саудовской Аравии) в Европу.

К тому же еще и Россия укрепляется на Средиземноморском побережье, основывая полноценные военные базы как минимум в Тартусе и в Хмеймиме, получая возможность в ближайшем будущем диктовать условия и в Египте (а там, быть может, и до Ливии дело дойдет).

В итоге глобальный план американцев по Большому Ближнему Востоку летит в тартарары, и Вашингтон оставляет своих соратников и единомышленников региона в пасти у иранского льва. Касается это, в первую очередь, Израиля, но и к саудитам применимо.

Быть может, американцы бы и рады, сумев сохранить лицо, выкарабкаться из сирийской и иракской мясорубок. Но это будет равносильно “потере всего” в масштабах региона. Поэтому Вашингтон вынужден искать альтернативу и новых союзников. Кого? Да хотя бы тех же курдов, которых американцы, если честно, уже откровенно заморочили своими обещаниями о помощи в создании нового государства.

Но для этого вновь приходится лезть по голову в ту же самую сирийскую мясорубку, поскольку других вариантов (связанных с турецкими, иракскими, и тем более иранскими курдами) пока не предвидится.

Уж слишком резко, изо всей мощи своего (немалого) потенциала дернулся Иран, когда Америка решилась-таки разыграть киркукскую карту в Ираке. Даже там – в стране, где американские войска стоят уже порядка 15 лет – Тегеран не просто дал бой Вашингтону, но и победил.

Показал, что готов бороться за интересы Багдада как за свои собственные. Кстати, иранская внешнеполитическая доктрина именно это и подразумевает – военное сопротивление любой угрозе своей государственности еще задолго до того, как эта угроза будет видна с границы. В случае с Киркуком, как и в случае с Сирией, вообще всего этого не понадобилось. Оказалось достаточным лишь присутствие дипломатов, добровольческих отрядов и военных инструкторов.

Однако, даже понимая все это, американцам в сложившейся ситуации не остается ничего другого, как сознательно, с открытыми глазами идти на попытку перекраивания государственных границ в Сирии. Именно поэтому Вашингтон на днях заявил о том, что начинает работу по созданию мощной (в 30 тысяч штыков) армии, которая будет защищать границы территорий внутри сирийского государства.

Речь идет о районах, расположенных на левобережье Евфрата. И вдоль сирийско – иракской границы. То есть именно по тем площадкам, которые богаты нефтью и газом. Именно наличием богатых нефтяных полей американцы планируют соблазнить сирийских курдов, которые в какой-то момент, помнится, были вполне согласны сесть за стол переговоров и в Астане, и в Женеве.

Кажется, соблазнили. Причем не только курдов, но и так называемую сирийскую “умеренную” оппозицию. А если к такому, уже серьезному количеству штыков добавить еще и ошметки разбитой террористической организации Исламское Государство (запрещено в РФ и ряде стран), то получается, что эти самые 30 тысяч штыков на востоке и юго-востоке Сирии американцы наберут без особого труда. И тогда будет новая война в многострадальной Сирии – на сей раз уже не против международного терроризма, а против боевиков, несущих западные демократические ценности.

Чем это все грозит обернутся для стран непосредственной близости и расположенных чуть поодаль? А для тех страны, у которых есть вполне конкретные, предметные интересы на Ближнем Востоке не только в плане энергоносителей, транзитных перспектив, но и относительно глобальных геополитических аспектов? Скажем, для европейских региональных держав? Или для России? Не говоря уж о том же Иране, который любой ценой не должен допустить, чтобы дело дошло до создания курдского государственного образования?

На самом деле при подобном, разработанном в заокеанских политико-аналитических лабораториях раскладе под главный удар попадает именно Иран. С которым американцы уже в открытую сцепились на международной политической арене.

Сейчас дело за малым – необходимо всего лишь суметь перекрыть вышеназванные границы, потом объявить войну за истинно демократические ценности между тираническим режимом Асада (которому помогают не менее “диктаторские” администрации Тегерана и Москвы) и либеральными вооруженными силами, которым помогают Соединенные Штаты.

И тогда дело в шляпе – можно будет на самых высоких трибунах призывать все остальные западные страны следовать курсу Америки. Ну а тем в таком случае будет, как говорится, нечем крыть – против тирании борются либеральные, демократические силы. Значит, следует идти в фарватере Соединенных Штатов, ужесточать до упора санкции против России и Ирана, помогать поставками летального оружия борцов за свободу и демократию.

Словом, вступают в силу технологии, многократно использованные (начиная еще с семидесятых) самими американцами.

Чем это опасно конкретно для Армении, которая находится достаточно близко от арены предполагаемых событий? Да еще в ситуации, когда в смертельную схватку за влияние в регионе ввязываются самые близкие друзья и союзники – Россия и Иран.

В первую очередь, видимо следует сделать особый упор на недавнее подписание Арменией Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом.

Ведь если на сей раз Европа прогнется под Америку и восстановит в полной мере те самые экономические санкции, которые действовали относительно Ирана порядка 25 лет, то в рамках действия “Восточного партнерства” вполне может потребовать у всех членов этой программы того же.

Можно ни секунды не сомневаться, что под американцев в итоге европейцы прогнуться. И точно так же можно не сомневаться, что у той же Армении партнеры по “партнерству” обязательно потребуют того же.

Откажешься – санкции вполне могут и на тебя лечь тяжелым грузом. Согласишься? Ну, в первую очередь это будет предательством по отношению к твоему союзнику и другу, поддержавшему в самые тяжелые годы начала девяностых.

Кто постарше и не уехал тогда из Армении, тот помнит и иранские керосинки с “фуджиками”, и иранскую нефть, которая согревала десятки тысяч квартир в Ереване и в остальных городах.

Кроме того, ведь у Армении есть серьезные планы, связанные с экономикой, логистикой и торговлей, завязанные конкретно на нашего южного соседа. Ту же Мегринскую торгово-экономическую зону вспомним хотя бы.

И не стоит забывать, что внешнеполитическая константа, которой принципиально придерживается Тегеран, сделала многое в вопросе карабахского урегулирования. Достаточно жесткая позиция этой страны, запрещающая Азербайджану разворачивать военные действия в непосредственной близости от своих северных границ, многого стоит.

Ну и даже если оставим в сторону Иран, то и во всей этой кутерьме, в которую грозится вылиться ситуация и в самой Сирии, и на глобальной политической арене существует факт наличия России и Евразийского экономического сотрудничества.

Какую сторону должен выбрать Ереван, если Запад пойдет на предельную конфронтацию с Москвой и Тегераном? Двух мнений быть не может – непосредственное соседство с Арменией Турции и Азербайджана говорит само за себя.

Представим, что через 120 дней (как обещал Трамп) Запад вновь восстановит весь объем экономических санкций против Ирана. Представим, что через те же 120 дней американские инструкторы в Сирии уже создадут костяк новой анти – асадовской армии и дадут серьезный бой законно избранному руководству страны. Представим, что те же европейцы потребуют, чтобы и Армения вошла бы в “санкционный режим” против Ирана (в этом, видимо, сомневаться не следует – Соглашение то подписано), перекрыла бы всякие банковские swift-ы и так далее… Ведь придется же отказаться, верно?

То есть – отказываться от Соглашения? А ведь как не хотелось бы. Как соблазнительно действительно стать мостиком между Западом с одной стороны и транзитом для иранских энергоносителей – с другой, верно?