Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова

14

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова

В нью-джерсийской галерее Barsky в ночь на Старый Новый год открылась персональная выставка русско-американского художника Валерия Ершова 'Desolated', что можно перевести, с одной стороны, как «пустынное», «заброшенное», а с другой – «печальное», то есть, перейдя на высокий штиль – «место скорби и печали».

В экспозиции выставки представлена одноименная серия из одиннадцати картин, которую Ершов писал, примерно, полтора года. Судя по изобразительному ряду, провел он это время не в самом комфортном для себя психологическом состоянии. Собственно, в беседе со мной художник особо подчеркнул, что отраженные в сюжетах пустота, заброшенность, отчаяние, безысходность он черпал со дна своей души, поскольку таково его персональное ощущение и того, что творится сегодня в мире, и проживаемого/переживаемого им фрагмента в собственной судьбе. 

Одиннадцать работ серии выполнены в одной и той же стилистике мистического реализма, а последняя, написанная за несколько дней и законченная накануне вернисажа, 11-я работа заметно отличается от предыдущих. Примерно, в течение часа после открытия выставки она была занавешена темной материей, затем ткань была сброшена и картина заняла свое место в галерейном объеме. 

Дело здесь в том, что Ершов работает сериями. И когда возникает ощущение, что серия подходит к концу, завершить ее сразу художник не в состоянии. Инерционная масса вложенных в уже написанные работы времени и сил настолько велика, что необходимы еще одна-две картины, чтобы серию завершить, при этом интуитивно обозначив параметры какой-то следующей идеи, еще слабо артикулированной, едва пробивающейся из предыдущего, истощившего энергию и вдохновение дискурса. 

Такова и эта одиннадцатая, финальная работа: правая ее часть принадлежит 'Desolated', левая – отсылает в будущее, к следующей серии, очевидно выбиваясь из ряда по колориту, пластике и манере исполнения.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №11 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

За исключением двух картин, в сюжеты остальных неизменно вписан христианский символ дьявола – Козел, с присущими ему в мифологии и религии качествами: похотливости, вандализма и зловония. Как объясняет сам автор, там где появляется Козел, там всегда разруха и потерянность. Это не библейский и архетипический «козел отпущения», не плодородный и привлекательный «золотой осел» (раз уж о парнокопытных) из Апулея или лесной веселый бог плодородия козлоногий Сатир, а тот самый невыносимый козел из известной притчи «выведи козла», в которой мужичок пришёл жаловаться, что у него крыша течёт, жена больная, денег нет и вдобавок семеро по лавкам плачут, а ему посоветовали притащить в избу козла.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №7 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

В 'Desolated' все действие, вернее, бездействие, поскольку никто никуда не идет и все замерло в какой-то невыносимой судороге, обозначено в ветхом интерьере не столько жилых квартир, сколько оставленных и разрушенных строений, жить и дышать в которых невозможно. Это развалины, не пригодные для настоящего, не способные обогреть и защитить в будущем. Чему соответствуют и странные перспективы, когда окно расположено на уровне потолка, потолочные балки вываливаются из трехмерной изометрии, как на концептуальных гравюрах и литографиях Эшера, а отражения в зеркалах живут своей самостоятельной жизнью, поскольку субьект и объект существуют в паралелльных временах, как герой и тень в хрестоматийной пьесе Шварца. Здесь еще можно прозябать в беспамятстве, но уже бессмысленно на что-либо надеяться.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №9 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Ершов мастерски использует популярный в театре и кино эффект «четвертой стены», когда актер, «вываливаясь» из кадра, обращается непосредственно к зрителю. Все персонажи-козлы на акриловых полотнах, разные по цвету, выражению морд, ракурсу, шерстяному козлиному покрову, взглядам, позам смотрят непосредственно на зрителя, словно обращаясь к нему – то ли с немым укором, то ли в слабой надежде на понимание, а то и строго назидательно и по-козлиному вызывающе. 

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №10 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

В подавляющем большинстве работ рядом присутствует женский образ – скорбный, одинокий, потерянный. Как-то сразу напрашивается мысль о том, что из нежилых интерьеров вывести козла-разрушителя некому (не этой же уставшей, обессиленной, неподвижной женщине), оттого козел и ощущает себя в одичавшем, вполне театральном пространстве полноправным хозяином, демиургом в обесточенной паре, властителем времени. При том, что ему все это ранее не принадлежало, а к обвисшим обоям да дряхлой мебели он имеет отношение только в том смысле, что обветшание наступило вследствие его козлиного в сей мир нашествия. 

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №8 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Все это, скорее, знаки отсутствия, нежели существования; импотенции, нежели витальной, сексуальной силы, то есть – противоположное известной апулеевской «она согнула спину в томной лени / и подогнула под себя колени, / и прижималась ласкова, мила / мясистым крупом к животу осла». И дело не в том, что в картинах Ершова – козел, а в «Метаморфозах» – осел, а в том, что никакой эрос принципиально невозможен на месте юдоли земной, на руинах человеческих судеб и, в перспективе – конца человеческой истории.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №6 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Аллегория здесь прочитываема и понятна. Начиная от частных, семейных проблем, которые рассматривает любой family court в рутинном порядке, ведь разводы, как и потеря работы, проблемы со здоровьем – это вошедшие в нашу жизнь козлы-несчастья, которых если мы сами не выведем, то от них и погибнем; и заканчивая глобальными, историческими бедами, когда для того, чтобы «вывести козла», необходимы массовые, нередко миллионные жертвы. Здесь и актуальная проблема мигрантов, заполонивших сегодня Европу (насилующих на площади Кельна в новогоднюю ночь; обустраивающихся на площадях и улицах европейских столиц, с соответствующей антисанитарией и вызывающим криминалом по отношению к ме-е-е-е-е-естным жителям; с варварским отношением к ценностям иудео-христианской культуры и ее традициям), и, в ретроспективе, «вошедшие» в Россию большевики, в Германию – нацисты, в Италию – фашисты, во Францию – носороги, если вспомнить хрестоматийную пьесу Эжена Ионеско. Непарнокопытные, правда, но в нашем случае значения это не имеет.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №5 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Ершов – прекрасный колорист. Его интерьеры – реплики на ренессансные европейские орнаменты, изящно выписанные красочные узоры, ювелирная деталировка в духе европейских мастеров средневековья – есть прощание с европейской культурой, отчетливый постмодернистский симулякр европейской цивилизации периода ее заката. Не шпенглеровского, а вполне современного нам, свидетелям очередного переселения народов, «нашествия хама» и гибели империй. Поэтому тягостное ощущение остается после просмотра картин на нынешней выставке, несмотря на их близкую к психоделической яркость и насыщенность светом.

Изношенность нашего мира очевидна, козлятиной попахивает из множества углов и все чаще. Достаточно проглядеть только первые полосы нынешних газет и присмотреться к ландшафту, открывающемуся из окошка телевизора. Как писал классик эпохи диктатуры пролетариата: «Страшно жить на этом свете / В нём отсутствует уют, – / Ветер воет на рассвете, / Волки зайчика грызут…»

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №1 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Меня лично во всем этом не то, чтобы успокаивает, но дает надежду – то, что после официальной части вернисажа, посетители дружно общались. Явно по предварительной договоренности некоторые гости принесли обильную закуску, и было чем, по известной «старо-новогодней» традиции, унять печаль. Да и само действие происходило в популярном ныне Хобокене, который по ценам на недвижимость почти сравнялся с модными районами Манхэттена, чем вступил в соревнование с Уильямсбургом, воскресшим за последние 10-15 лет, как вифанийский Лазарь из пещеры; а по количеству достойных внимания галерей Хобокен, того гляди, переплюнет сегодня Вест-Челси.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Валерий Ершов и Алберт Варски возле еще не открытой работы №11 из серии 'Desolated'. Фото: © RUNYweb.com

Владелец галереи Алберт Барски, прибывший много лет назад из Риги в Нью-Йорк в четырехлетнем возрасте, о достоинствах этого нью-джерсийского района рассказывал с энтузиазмом. Галерея существует уже семь лет, выставляются в ней художники из разных стран, показывают себя и местные, локальные мастера, при этом гостевой и покупательский списки Barsky постоянно расширяются. Сложив это с тем, что картины Ершова оценены на выставке от 7 до 20 тысяч долларов, то есть кому-то, безусловно, необходимы и нужны, а дней десять назад индекс Доу Джонса преодолел рекордную отметку в 25,000 пунктов, хочется процитировать Виктора Цоя: «Значит все не так уж плохо на сегодняшний день!» 

Справка: Валерий Ершов родился в 1960 году в Ессентуках, закончил Репинское художественное училище в Ленинграде, годы Перестройки провел на Фурманном переулке – одной из самых примечательных и легендарных точек на карте московского художественного андеграунда. В 1989 году он выехал на постоянное место жительство в США и до сего дня проживает на Манхэттене. 

Выставка продлится до 11 февраля 2018 г.

Barsky Gallery
49 Harrison Street
Hoboken, NJ 07030