Союз Россия – Иран – Турция хрупок как никогда

1

Союз Россия - Иран - Турция хрупок как никогда
“Уязвленная наступлением, которое режим Дамаска ведет в провинции Идлиб (на северо-западе Сирии), Турция вызвала 9 января послов Ирана и России в МИД в Анкаре”, – передает корреспондент Le Monde Мари Жего. Дипломатам было сказано о “замешательстве” Турции в свете “нарушения границ зоны деэскалации в Идлибе”, которые были определены весной 2017 года, во время заключения трехстороннего соглашения в Астане. “Двух дипломатов попросили обратиться с просьбой к своим странам об оказании давления на Дамаск, чтобы покончить с военными операциями в Идлибе”, – пишет журналистка.

В провинции Идлиб под контролем множества мятежных групп, среди которых господствующее положение занимает бывшая “Джебхат ан-Нусра”*, проживают 2,6 млн человек, включая более миллиона перемещенных ввиду конфликта лиц, уточняет издание. “Под прикрытием борьбы с “Ан-Нусрой”* силы режима также наносят удары по умеренным мятежникам”, – посетовал глава турецкой дипломатии Мевлют Чавушоглу, не без предостережения в адрес российского союзника”.

Как передает Жего, 29-30 января на саммит в Сочи должны съехаться посланники режима Дамаска, его российских и иранских покровителей, Турции и сирийской оппозиции. Цель – положить конец конфликту, унесшему более 340 тыс. жизней с 2011 года, однако, по словам журналистки, “сцепка России, Ирана и Турции никогда не казалась столь хрупкой”.

“С точки зрения Турции, наступление на Идлиб – это нарушение договоренности, заключенной в Астане между Москвой и Тегераном, основными сторонниками сирийского режима, и Анкарой, поддерживающей мятежников, выступающих против власти Башара Асада, – поясняет корреспондент. – В мае 2017 года эти три страны договорились об учреждении четырех якобы безопасных “зон деэскалации” в рамках перемирия, заключенного на шесть месяцев”. По договоренности с Москвой и Тегераном Турция установила осенью 2017 года наблюдательные посты в Идлибе, что не обошлось без вопросов ее партнеров, когда турецкие войска при входе в провинцию сопровождались джихадистами.

“Эта ситуация отнюдь не удовлетворяет Москву, которая считает, что перемирие больше не имеет смысла, – отмечает Жего. – Кремль страстно желает покончить с мятежниками с тех пор, как они осуществили 31 декабря и совсем недавно – в ночь с 6 на 7 января – нападения с помощью дронов на военную авиабазу Хмеймим и базу в Тартусе – центр российской логистики”.