США, курды и Турция

1

США, курды и Турция

Об этом пишет колумнист Hürriyet Daily News Нурай Мерт, отмечая, что при этом, конечно, не следует утверждать, что внутренняя и региональная курдская политика Турции не подлежит критике. «Более того, можно было бы утверждать, что именно проблемы внешней политики Турции привели к ухудшению отношений с западным миром, особенно с США», – пишет автор.

Журналист отмечает, что она всегда считала, что окончание так называемого мирного процесса не только разрушило шансы Турции на демократическое решение курдского вопроса в стране, но также помешало шансам на улучшение отношений с курдами в северной Сирии. «Тем не менее, ни курды, ни США не были готовы принять тот факт, что ни одно суверенное государство не останется безучастным к изменениям вдоль своих границ», – добавляет она.

По её словам, мечта об автономном курдском государстве вдоль сирийских границ была кошмаром не только для властей Турции, но и для всего политического истеблишмента, в том числе главной оппозиционной партии. Как пишет Мерт, это воспринималось не только как внешняя угроза, но и как внутренний вопрос, поскольку курдская автономия в северной Сирии дестабилизирует курдские населённые районы в Турции.

«Даже если реакцию правящей партии (ПСР – ред.) на такую ​​перспективу можно рассматривать как крайне скептическую, это тоже недооценка озабоченности Турции, способствующая недавней конфронтации с курдами, с одной стороны, и с США, с другой. Действительно, турецкое правительство внезапно прекратило мирный процесс, но, в конце концов, курды не отказались от дальнейшей милитаризации конфликта после всеобщих выборов в июне 2015 года», – напоминает автор. Турецкая курдская партия (ДПН – ред.) вполне могла быть в восторге от региональных завоеваний в северной Сирии и ожидала, как считает Мерт, что турецкое правительство будет дружелюбно относиться к курдам вдоль своих границ, но поскольку региональная курдская политика стала приоритетом курдской политики, дела стали ещё более сложными.

Кроме того, по мнению автора, можно утверждать, что правительство Турции могло бы лучше справиться с этим вопросом, используя мирный подход. «Даже Испания, член ЕС, не смогла справиться с каталонским референдумом и перспективой автономии. Никто не может отрицать, что ЕС и США больше понимают озабоченность центрального правительства Испании. Нельзя сказать, что западные союзники Турции должны были безоговорочно поддерживать турецкое государство, но двойные стандарты очевидны и лишь усиливают скептицизм в Турции относительно западных держав не только в правительственных кругах, но и в общественном мнении», – отмечает она.

Как считает автор, существует некий замкнутый круг: этот скептицизм способствует росту национализма, который легализует недемократическую политику. Этот подъём национализма в Турции и недемократические меры против политиков курдской партии подталкивают некоторых курдов Турции к отчуждению от турецкого государства и уходу от демократической политики, добавляет журналист. «Их разочарование в политике Турции, в свою очередь, способствует скептицизму в отношении национализма», – пишет колумнист.

Американская военная и политическая поддержка Отрядов народной самообороны (YPG) ещё больше разжигает правителей Турции, отмечает автор, и, поскольку их реакция приветствуется подавляющим большинством, она не приносит пользы турецкой политике. «Кроме того, это не способствует установлению мирных отношений между курдами и турками в будущем», – замечает Мерт. Поскольку северные сирийские курды становятся более привлекательными для США, этот стратегический выбор может создать прочную враждебность по отношению к курдам, которые будут рассматриваться как западные пешки, работающие на подрыв Турции, добавляет она. «Не только туркам или турецкому правительству, но и курдским деятелям следует видеть, что агрессивная политика разрушит шанс на мирное будущее», – пишет автор.

По её словам, именно представление националистического политического скептицизма, рассматривающего курдов как «пешек иностранных держав», разрушило шансы на демократическую политику в Турции на столь долгое время. «По этой причине левые интеллектуалы воздерживаются от объяснения неудобной правды о курдской политике во имя политической корректности, но мы должны признать, что курды также должны быть внимательны, чтобы не узаконить эту точку зрения», – заключает автор.