Трижды премьер Египта: армянин, которому в Каире памятники ставят

4

Трижды премьер Египта: армянин, которому в Каире памятники ставят

Купец Мкртич Меликян жил в Смирне в первой половине XIX века и был женат на родной сестре Погоса Юсуфяна. Тот тоже был армянином, выходцем из Смирны, но стал не купцом, а министром и личным секретарем египетского паши Мухаммеда Али — фактически полновластного правителя Египта, албанца по происхождению. В 1825 году у Меликяна и дочери Юсуфяна родился сын. Мальчика назвали Нубаром.

Разумеется, грех было не использовать выгоды такого родства. Мкртич не стал скромничать — он расширил географию своей торговли в Египет. В одну из деловых поездок отец прихватил с собой и сына: мальчишка, смышленый и бойкий, дядю очаровал до такой степени, что Погос-бей взял Нубара на воспитание.

Сначала его послали учиться в Швейцарию, а затем во Францию, в иезуитский колледж в Тулузе. Собственно иезуиты особого впечатления на юношу не произвели, но образование он получил блестящее и, по возвращении в Египет, стал служить секретарем у родного дяди.

Нубару было всего 20, когда он стал личным секретарем Аббаса-паши, который взял в руки бразды правления Египтом после смерти своего деда Мухаммеда. Молодой человек отправился в Лондон, где блестяще отстоял права и Египта вообще, и семьи Мухаммеда в частности, от притязаний турецкого султана. Нубар доказал право преемственности власти за родом Мухаммеда. За это он удостоился почетной приставки к имени: теперь его следовало называть Нубар-паша.

Такая приставка, конечно, была наградой отнюдь не только моральной, это были дополнительные права и возможности, ведь он теперь стал полномочным министром Египта. При кратковременном правлении Мухаммеда Саида-паши, сменившего скончавшегося Аббаса, Нубар довел до завершения железную дорогу из Каира в Суэц, грозившую стать долгостроем.

Следующим правителем стал друг Нубара-паши, Исмаил-паша, они были почти ровесники. В 1858 году Нубар по одному ему ведомым причинам настойчиво отговаривал Исмаила ехать на поезде. На этом поезде отправился старший брат Исмаила, принц Ахмед, который и погиб в железнодорожной катастрофе.

Исмаил считал Нубара самым доверенным своим человеком, и отправил его с важнейшей миссией в Константинополь — официально оформлять факт его, Исмаила, вступления в права властителя Египта, у османского султана Абдул-Азиза. Неизвестно еще, что было важнее — оформление этих документов или полученная Нубаром для Египта концессия на прокладку Суэцкого канала. Помимо концессии Нубар уже будучи министром иностранных дел добился от султана баснословных инвестиций на строительство этого канала, что было уже высшим пилотажем.

В 1876 году Египет, а вернее Исмаил-паша, терпит поражение в неизвестно ради чего затеянной войне с Абиссинией, в государственной казне при этом практически не остается средств. До такой степени не остается, что Исмаил уступает Англии пакет акций компании Суэцкого канала, ведь государственный долг Египта вырос до непредставимой тогда суммы 10 миллионов фунтов. Дошло до того, что Франция и Англия создали целую комиссию по изучению финансового состояния Египта.

В этот критический момент Исмаил-паша обращается к Нубару с просьбой возглавить правительство страны. В такой кляузный период времени это была именно просьба, а не предложение, и в просьбе этой своему другу Нубар не отказал. В конце лета 1878 года Нубар-паша возглавил кабинет, названный “европейским”. Англичане настояли на Чарльзе Вильсоне в качестве министра финансов, а в кресло министра общественных работ сел француз. Нубар, таким образом, стал премьер-министром страны, которую уже нельзя было считать независимой.

Тогда же Россия победила в турецкой кампании, расширив свое влияние в Малой Азии и на Балканах. Это, конечно, очень нервировало европейцев. В Берлине был созван конгресс, на котором державы Европы собирались пересматривать итоги войны. К началу работы конгресса в Берлин прибыла и армянская делегация во главе с епископом Хримяном, была надежда включить армянский вопрос в повестку дня. Однако на конгресс делегация допущена не была.

У Нубара была собственная программа по вопросу армян в Османской империи. Искусный дипломат, Нубар-паша предполагал, что османские армяне не станут претендовать на политическую независимость, но при этом им должны быть предоставлены полные гражданские свободы и права, обеспечивающие как их безопасность, так и неприкосновенность имущества. Подробное освещение программы Нубара-паши заняло бы слишком много места, да и реализовать ее не удалось, поэтому ограничимся лишь констатацией неудачи.

По мере того, как увеличивалась зависимость от Англии, экономическое положение Египта становилось все хуже. В 1879 году Нубар-паша подал в отставку, хотя французы и англичане пытались удержать его. Потом он вернулся, когда его уговорили, но к тому времени давление Великобритании на Египет возросло настолько, что Нубар-паша сказал: “Мне дано не Египтом управлять, а британским правительством Египта. Я здесь разве что в качестве смазки колес этой машины”.

В 1886 году в Лондоне Нубар-паша добивается для Египта послабления и незначительных уступок. При этом он не скрывал, что британские порядки лично его очень угнетают. В июне 1888 года он вновь подает в отставку и почти шесть лет живет без занятий государственными делами.

В 1894 году Аббас II просит Нубар-пашу возглавить его правительство, тот соглашается в третий раз. Однако спустя полтора года, в ноябре 1895, семидесятилетний Нубар-паша, живущий в достатке, слагает с себя полномочия премьер-министра, на этот раз окончательно. Последние четыре года жизни Нубар-паша провел в Каире и Париже. Во французской столице он и скончался, оставив состояние в 100 миллионов франков.

Его похоронили на армянском кладбище в Гелиополисе, христианском пригороде Каира. Именем египетского реформатора в Каире и в Александрии названы улицы, а у оперного театра имени Мухаммеда Али-паши стоит памятник Нубару-паше.

https://ru.armeniasputnik.am/