«Турция представила Джераблус в качестве примера своего положительного влияния в Сирии»

3

«Турция представила Джераблус в качестве примера своего положительного влияния в Сирии»

Турецкие вооружённые силы оккупировали Джераблус и соседние районы на севере Сирии в 2016 году, после трёх лет контроля над данной территорией ИГИЛ (запрещена в РФ), пишет Лаура Питель в Financial Times.

Питель, побывавшая в Джераблусе, – поездка была организована турецкими чиновниками на прошлой неделе, – описывает довольно разнородную картину условий проживания в городе.

«Нашим приоритетом является нормализация жизни. Раньше здесь царили хаос и война, а теперь жизнь людей изменилась в лучшую сторону», – рассказал Ахмет Тургай Имамгиллер, заместитель губернатора турецкого города Газиантеп, проработавший в течение 9 месяцев в Джераблусе.

После того, как город оказался под турецким контролем, были восстановлены и вновь открыты школы, отремонтированы разрушенные здания и больницы. Анкара также выплачивает зарплату сотням местных чиновников, а также подключила город к турецкой сети электропитания.

По мере улучшения условий в Джераблусе население города на сегодняшний день выросло с 5 тыс. до более чем 140 тыс. жителей. Многие вернулись из Турции, в то время как остальные приехали сюда из других районов Сирии.

По словам Питель, несмотря на блага, которые принесла турецкая оккупация, здесь всё ещё ощущается напряжённость. Хотя официальные лица Турции настаивают на том, что их роль является консультативной, признаки присутствия Турции ощущаются повсюду: плакат, посвящённый неудавшейся попытке переворота, предпринятой в 2016 году, висит на стене на школьной площадке; видеоролик о церемонии окончания полицейской академии в январе 2017 года, демонстрирующий выпускников, скандирующих лозунги в поддержку турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

По мнению журналиста, самые большие проблемы Джераблуса связаны с безопасностью. Территория города пролегает всего в нескольких километрах от района, контролируемого курдскими силами, настроенными враждебно по отношению к Турции и которых обвиняют в организации недавних взрывов в Джераблусе. Местные жители обеспокоены количеством оружия в городе и присутствием членов повстанческих групп на улицах. Когда эти группы уйдут, неясно. «Мы работаем над этим. Шаг за шагом мы полностью очистим город», – сказал обученный турецкими силами сотрудник полиции Мухаммед Эйсса.

Даже если турецкая оккупация Джераблуса и принесла относительный успех, в чём явно уверены турецкие чиновники, неясно, утверждает Питель, в какой степени таких результатов можно добиться в других районах Сирии, оказавшихся под контролем Турции, например, в Африне, расположенном дальше от турецкой границы и где проживает значительно меньшее число суннитского арабского населения.

Наконец, заключает автор, в то время как турецкие официальные лица неоднократно говорили о том, что у Турции нет планов долгосрочного присутствия на сирийской территории, даже они признают, что могут пройти годы, прежде чем они смогут покинуть Сирию. Данное обстоятельство увеличивает риск того, что Турция увязнет в бессрочном нахождении в оккупированных ею сирийских районах. И хотя народное настроение в настоящее время благоприятствует Турции, по крайней мере, в Джераблусе, ситуация может измениться, если Анкара затянет своё пребывание здесь.