В Меджлисе ‘рвануло’: как Баку давит на Тбилиси из-за Еревана

0

В Меджлисе 'рвануло': как Баку давит на Тбилиси из-за Еревана

Изначально было понятно, что в Баку будут страшно возражать против того, чтобы отныне армянские грузоперевозки в Россию при “форс-мажорных обстоятельствах” на перевале “Верхний Ларс”, могли бы осуществляться с использованием альтернативных транспортных коридоров, скажем, через Южную Осетию.

Не для этого “два государства – одна нация” (Турция и Азербайджан) более 25 лет держали Армению в глухой транспортной блокаде.

Не зря прибегали ко всевозможным спекуляциям на политической арене и к откровенным провокациям, чтобы сегодня вдруг, вот так легко, буквально одним росчерком пера, Грузия с Россией смогли бы договориться, чтобы транспортные перевозки между союзниками – членами ЕАЭС (речь об Армении и России) получили бы новый импульс.

Понятно, что на самом деле все не так легко. Переговоры между Россией и Грузией на тему транзитных перевозок по грузинской территории длятся уже много лет. С того самого дня, когда еще при прежнем авантюрном президенте Саакашвили Грузия заключила предварительный договор с Россией.

Переговоры между замминистром иностранных дел России Карасиным и представителем премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Абашидзе шли тяжело, периодически заходя в тупик.

И вот недавно два дипломата пришли к определенному консенсусу, который выразился в конкретном заявлении Абашидзе: “В экономическом плане мы сделали важные шаги для восстановления торговли и активизации транспортных коммуникаций”. Речь к шла о восстановлении транспортного сообщения между двумя государствами через территории Южной Осетии и Абхазии (с оговоркой о форс-мажорных ситуациях на перевале Верхний Ларс).

И хотя премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили достаточно подробно рассказал грузинским депутатам, что речь идет лишь о том, что “во время форс-мажорных ситуаций на КПП Верхний Ларс, если пойдет сильный снег, произойдет оползень, может открыться эта дорога в направлении Цхинвала “, даже грузинская оппозиция восприняла заявление и подписание договора откровенно в штыки.

Конечно, необходимо еще раз особо подчеркнуть следующее: хотя изначально договоренность об открытии альтернативных дорог была достигнута именно с экс-президентом Грузии Саакашвили, его нынешние сторонники чуть ли не в рукопашной сошлись с нынешним премьер-министром страны (мы все видели эти кадры грузинского ТВ).

Однако дело сейчас не в позиции либеральной грузинской оппозиции, логика у которой, кстати, как и у ее импульсивного патрона Саакашвили, заканчивается именно там, где вдруг возникает российская тематика. Дело в наличии гораздо более активного противника российско–грузинского соглашения. Конкретно – в Азербайджане.

Какая ситуация сложится на региональной политической арене в тот момент, когда информация о подписанном со швейцарской компанией SGS договоре дошла до Баку, даже гадать было не нужно.

Депутаты Милли Меджлиса буквально рвали и метали. Фарадж Гулиев, например, потребовал в связи с этим выразить официальный протест, а Гудрат Гасангулиев предложил для объяснений вызвать в зал заседаний посла Грузии в Азербайджане.

Афлатун Амашов в своем выступлении давил на больное, утверждая, что, если Грузия допустит открытие альтернативного коридора, то она таким образом смирится с нарушением собственной территориальной целостности. А госпожа Айтан Мустафаева в резких формах выразила решительный протест в связи с заявлением премьер-министра Грузии.

Небольшую выдержку из эмоциональной речи председателя милли-меджлиса Октая Асадова имеет смысл привести полностью (из публикации сайта blacknews.ne): “Может быть, кто-то в Грузии хочет испортить наши отношения. Но я не верю, что правительство Грузии пойдет на этот шаг. Мы построили железную дорогу до Карса. Грузия извлекает свою выгоду из этого. Дадим поручение группе дружбы изучить этот вопрос”.

Понять бы, какую связь имеет стокилометровая железнодорожная ветка из Ахалкалаки до Карса, которую всем миром (конкретно Грузия, Турция и Азербайджан строили десять лет) с форс-мажорными обстоятельствами, которые часто возникают на перевале Верхний Ларс?!

Причем следует помнить, что тот самый широко рекламируемый проект Баку – Тбилиси – Карс, который даже после официальной торжественной церемонии открытия никак не запустится, обошелся Грузии в копеечку – страна увязла в долге (оформленном как кредит от Азербайджана) размером более 300 миллионов долларов. И когда эти деньги удастся “отбить”, пока еще не совсем понятно.

Более того, выступающие с трибуны депутаты азербайджанского парламента все время напоминали Грузии, что их страна делает большие инвестиции, продает газ по заниженным ценам и так далее… А в ответ, как они выразились, получают от грузин “удар в спину” и черную неблагодарность (так во всяком случае описывали обсуждение в Милли Меджлисе азербайджанские масс-медиа).

Опять таки, не совсем понятна логика выступающих. Какая может быть связь между тем, что во время войны с Россией в 2008 году Азербайджан помогал Грузии с альтернативой Верхнему Ларсу? И при чем тут льготные тарифы на газ, поставляемый Азербайджаном?

Видимо те же самые “милли-меджлисские” депутаты хотели бы, чтобы Грузия официально присоединилась к транспортной блокаде Армении, организованной Азербайджаном и “старшим братом” Турцией? Но так ведь у Грузии с Арменией достаточно теплые, дружеские отношения, о которых буквально на днях говорили президенты двух государств – Саргсян и Маргвелашвили.

И ведь уж точно не из Баку должны поступать указания относительно того, как строить взаимоотношения между двумя народами, связанными многовековой дружбой.

В этом плане сама по себе многолетняя транспортная блокада Армении, организованная Азербайджаном совместно с Турцией – это вовсе не самый благоприятный поведенческий статус, на фоне которого страна (речь именно об Азербайджане) пытается подписать соглашение с Евросоюзом наподобие того, что подписала в уходящем году Армения.

Кстати, на эту тему, думаю, у армянского внешнеполитического ведомства еще предстоит серьезный разговор с еврочиновниками из ЕС, которые на полном серьезе ведут переговоры о принятии в европейскую семью страну, которая более 25 лет держит в глухой транспортной блокаде своего соседа.

Бог весть как это согласуется с европейскими цивилизационными принципами, однако сейчас разговор не об этом. Если называть вещи своими именами, то сейчас речь об откровенном политическом и экономическом шантаже по отношению к Грузии.

Более того, законодательный орган нашего восточного соседа в итоге пришел к выводу, что следует обратиться к общественным организациям Грузии, а спикер договорился до того, что необходимо создать комиссию из специалистов, поскольку грузинские эксперты уже заявляли о недопустимости нанесения ущерба стратегическому сотрудничеству с Азербайджаном.

Уж не о тех ли самых экспертах идет речь, которые в эфире грузинского телевидения истерически рвались в рукопашную с премьер-министром Грузии? Ну, те самые, из партии Саакашвили, которые попросту продули в свое время выборы, и сейчас пытаются восстановить свое пошатнувшееся реноме подобным способом? К тому же понимая, что получат, как минимум, серьезную поддержку от того же Азербайджана?

Как бы то ни было, следует отметить одно – инструменты, которыми предложили оперировать в азербайджанском Милли Меджлисе, вовсе не соответствуют европейским цивилизационным нормативам, куда так рвется наш восточный сосед. И конкретно армянскому внешнеполитическому ведомству, видимо, следовало бы в разговорах с еврочиновниками об этом настоятельно и периодически напоминать.