За управляемую и предсказуемую Турцию

1

За управляемую и предсказуемую Турцию

Необходимо проанализировать период с апреля 2017 года по июнь 2018 года, чтобы попытаться спрогнозировать дальнейшее будущее Турции, пишет колумнист Hürriyet Серкан Демирташ.

Безусловно, по его мнению, важным оказалось решение о принятии изменений в Конституцию страны. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) предложила новую модель президентской системы с целью стабилизации и активизации процесса развития Турции. Однако на самом деле эта мера направлена на консолидацию власти президента Реджепа Тайипа Эрдогана за счёт того, что традиционные механизмы сдержек и противовесов становятся нефункциональными и уменьшаются полномочия парламента, подчёркивает журналист.

В начале мая 2017 года Эрдоган был переизбран председателем ПСР и, следовательно, заметил частичное начало реализации новой правительственной системы. Изменённые правила президентства приведут, по словам Демирташа, к дальнейшей неуправляемой и непредсказуемой Турции после выборов 24 июня. Вопреки указаниям правящей партии, одной только стабильности в правительстве недостаточно, чтобы управлять страной и её экономикой.

«Одним из непосредственных последствий этой новой правительственной системы является стремительная эрозия государственных институтов и унизительные экономические и демократические стандарты, которые потенциально могут привести Турцию к тому, что многие политологи называют “синдромом неуправляемости”, если не будут приняты какие-либо меры для устранения этой ситуации», – утверждает колумнист.

В гонке есть два основных политических блока: Эрдоган вместе с альянсом, который он построил с националистами, и оппозиция. Действующий президент и его союзники продолжают продвигать новую систему в «послевыборной» Турции, хотя и намекают, что могут принять некоторые важные решения, в частности, по экономике. Так, Эрдоган дважды сказал, что режим чрезвычайного положения не будет продлён, пишет Демирташ.

С другой стороны, оппозиционный политический блок обещает восстановить парламентскую систему путём её укрепления с помощью «более демократических штрихов». Однако чтобы снова изменить систему, оппозиции необходимо иметь по меньшей мере 400 мест в парламенте, замечает колумнист.

«Эта общая картина по турецкой политике иллюстрирует довольно сложную послевыборную Турцию», – заключает Демирташ и констатирует, что страна будет какое-то время страдать «из-за своего неуправляемого и непредсказуемого положения».