В ЕС существует такой механизм — страны участницы подают заявки в Брюссель на новые инфраструктурные проекты. Эти проекты рассматриваются, и в случае всеобщего одобрения начинается их финансирование.
10 лет назад, странами Балтии был предложен проект Rail Baltica. По замыслу, новая железная дорога должна была соединить Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. В первоначальном виде стоимость проекта оценили в 5.8 млрд. евро. Но еще тогда, в Европе засомневались в необходимости этого маршрута, так как не было уверенности, что по этой магистрали поедет столько грузов и пассажиров, чтобы когда-нибудь она окупилась. Конечно, у прибалтов есть свои резоны, во-первых, корыстные. Это немалые деньги и рабочие места. Во-вторых, политические. Этой железной дорогой, они должны намертво пришвартоваться к Европе и показать всем, насколько Прибалтика важна и нужна Евросоюзу.
Но прошли годы. Стоимость проекта уже составляет 7 млрд. А в связи с тем, что Белоруссия отказывается возить грузы через прибалтику, Россия переводит свой транзит в свои порты, Китай рассматривает обходные пути для своих товаров, последствия пандемии, все это Евросоюзу оптимизма, насчет этого проекта, так же не прибавило.
Понимая это, «три сестры» решили выставить ультиматум европейским чиновникам. Также, как недавно Польша и Венгрия заблокировали распределение ЕС средств на восстановление экономик европейских стран, Литва, Латвия и Эстония пригрозили Евросоюзу тем же, если не начнется реализация проекта Rail Baltica.
Чем обернется эта ситуация, пока не понятно. В союзе равных, слишком часто стали возникать конфликтные ситуации и европейской бюрократии необходимо демонстрировать единство всех стран. С другой стороны, строить дорогу в никуда, тоже больно.
Но как бы то ни было, страны Балтии должны понимать, эта ситуация не пройдет бесследно. Брюссель найдет способ и возможность напомнить им, кто в доме хозяин…