Узнать больше о легендарной военной трассе Алсиб можно на выставке, которая проходит в Магадане. При помощи этого международного воздушного коридора проводились поставки необходимой для Советского Союза авиационной технике из Соединенных Штатов. Это одна из самых суровых воздушных трасс, на которой погибло немало летчиков.
Выставка, посвященная Алсибу
В Магадане открылась выставка«АлСиб. Трасса мужества», посвященная 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии. Посетив ее жители регионы смогут больше узнать о том, как работала секретная авиатрасса «Аляска — Сибирь» в непростые времена Великой Отечественной войны. По ней в военное время перегоняли на фронт ленд-лизовские самолеты.
В экспозиции представлены авиационные приборы, оружие, обломки самолётов и большое количество фотографий и документов из фонда музея. Продлиться выставка до 30 ноября 2020 года.
В связи с тем, что в настоящее время действуют ограничительные меры из неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране. Поэтому для посещения выставки потребуется наличие маски. Необходимо также соблюдать социальную дистанцию.
Стоит отметить, что несколько месяцев назад появилось сообщение о том, что международный воздушный коридор для частной легкомоторной авиации по историческому маршруту «Алсиб» возможно будет открыт в 2021 году. Этот рейс позволит увеличить туристический поток из Соединенных Штатов на Чукотку.
Зачем потребовалось открыть воздушную трассу Алсиб
Германия в начале войны имела значительное превосходство над Советским Союзом в воздухе. К тому же авиация страны была практически уничтожена в первые месяцы войны, а имеющийся авиапарк был не столь совершенен, как немецкий.
Тогда на помощь СССР пришли Соединенные Штаты, предложив истребитель «Аэрокобра» Bell P-39. Вот он как раз значительно превосходил немецкие Messerschmitt Bf.109. Расчеты за иностранную технику проводились по договору ленд-лиза и откладывались до окончания войны. Но требовалось также организовать поставки самолеты на фронт
Один из торговых путей проходил через Иран, но он занимал порядка 3-х месяцев. Быстрее получалось, через Арктику, но и это стало опасно после трагической судьбы конвоя PQ-17. Тогда утонуло 210 самолетов, транспортируемых конвоев. Тогда взгляд советских властей обратился в сторону Дальнего Востока.
Из плюсов данного маршрута был короткий срок поставки. Из минусов — длительность перелета составляла порядка 14 тыс. км. Это сказывалось на ресурсе мотора. Требовались поставки авиадвигателей для замены их уже в СССР. Но как показала практика, сбивали самолет, или наносили ему повреждение спустя 30 летных часов. После этого он шел в лучшем случае на запчасти. Но быстрый срок доставки в итоге стал определяющим и Сталин дал добро на новый маршрут.
Строительство Алсиба
США дали согласие на перегон самолетов через Аляску, и при этом также объявили, что готовы построить необходимые аэродромы, как на своей территории, так и на советской. Соединенные Штаты также обязались проводить заправку и обеспечить поставку необходимых запчастей. Передавать самолеты советской стороне было решено на Аляске, несмотря на то, что американцы готовы были поставить их до Байкала.
Сталин поставил задание составить проект трасы, которая бы соединила Аляску и Красноярск за 2 дня. Осушиться приказ никто не посмел и 11 ноября она была нарисована на карте. Он был словно вычерчен по линейке и проходил через весьма суровые места: Чукотку, Якутию, Верхоянский хребет и полюс холода.
Через неделю началось ее строительство. В Якутске и Красноярске началась реконструкция аэродрома, а еще в ряде городов она началась с нуля. Привлекли для этого заключенных. Построили же трассу в рекордные сроки — за 1 год.
Первым пролетел по ней советский летчик Владимир Коккинаки в июле 1942 года. После этого была сформирована 1-я Краснознамённой перегоночной авиадивизии, которая и занималась доставкой самолетов. Известный полярный летчик Илья Мазурук стал первым ее командиром.
Жертвы трассы Алсиб
Условия, в которых проводились перелеты были очень непростыми. Температура в -50С была обычной для Алсиба. Двигатели перед взлетом приходилось специально прогревать. Природа словно ополчилась против летчиков, а иностранная техника регулярно ломалась. Первоначально планировалось, что уходить на доставку самолета будет 5 дней. В итоге на первый перелет потребовался месяц, и 2 машины были потеряны.
Впоследствии трассу значительно усовершенствовали, но катастрофы на Алсибе не прекратились. Не только техника не выдерживала, но и пилоты. пролитая через горы они испытывали кислородное голодание и теряли концентрацию. За годы войны погибло 115 пилотов.
Несмотря на значительные потери, Алсиб оправдал свои цели. При ее помощи было доставлена половина необходимых для советских летчиков машин.