Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

1

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

После начала торговой войны с Россией 2014 года уникальное ракетно-космическое предприятие Украины «Южмаш» упало в глубокий кризис. Заказов стало гораздо меньше, денег не хватает, а работников сокращают.

«Вообще создается впечатление, что завод просто хотят обанкротить и распилить», – говорит работник Глеб Бобров.

В такой критической ситуации «Южмаш» пытается удержаться на плаву благодаря участию в международных программах, ведь собственное государство у него ничего заказывать не хочет.

Что происходит на предприятии и как оно сегодня выживает – разбиралась BBC News Украина.

«Без зарплат, воды, отопления»

Именно благодаря «Южмашу» Днепр в советское время называли космической столицей Украины. Уникальный завод работал над космическими и оборонительными разработками, выпускал сельскохозяйственную технику и даже производил троллейбусы.

Сегодня легендарное предприятие работает в сложных условиях. За 5 лет конфликта на Донбассе оно так и не получило оборонный заказ от государства, накопило семимесячный долг перед работниками, провинилось 210 млн гривен энергопоставщикам и сокращает штат.

Часть своей территории завод сдал в аренду – одни там производят трамваи, другие занимаются очищенной питьевой водой.

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

И пока другие страны все больше покоряют космос, украинский «Южмаш» снижает свои мощности и все дальше погружается в кризис.

«Когда 13 лет назад я пришел на завод, там работало более 13 тысяч человек. Сегодня это количество составляет около 4 800. Что касается моего графика, то на самом деле он составляет один день в неделю, согласно приказу. В этом же документе речь идет о то, что при необходимости руководители подразделений могут вывести на места работников в дополнительные дни, — рассказывает BBC News Украина сотрудник завода Глеб Бобров.

Подписывайтесь на ЦКБ в Facebook: главные новости

Люди говорят, что с выплатой зарплата полная беда. Галина Нечипоренко (имя изменено) – инженер-технолог с высшим образованием. С мая по октябрь 2019 года ей насчитали зарплату в размере 2400 – 3500 гривен, однако даже этих средств женщина так и не получила.

«У меня на руках есть судебное решение, по которому предприятие обязано выплатить мне более 17 тысяч гривен задолженности. Однако никто этого решения не выполняет. Что будет дальше – неизвестно. Последняя выплата, которую нам осуществили, была в конце февраля. Мы получили 23 % задолженности за июль прошлого года», – рассказывает она.

Предприятие, по словам работников, не только частично остановило производство, но выживает без элементарных бытовых условий.

Когда «Южмаш» производил тракторы, то конвейер работал круглосуточно, а каждые 13 минут с него сходил готовый трактор. Сегодня этот цех не работает. Троллейбусы не производим, а только собираем белорусские МАЗы. Вода на завод подается по графику, а отопление у некоторых цехах нет уже около 5 лет», – говорит Глеб Бобров.

По его словам, зимой люди «натягивают на себя все, что достали дома».

«И как можно так работать, например за станком? Вообще создается впечатление, что завод просто хотят обанкротить и распилить. Тот же тракторный цех уже опустел. Почему люди за все это держатся? Часть – это пенсионеры, получающие пенсию и надеющиеся на выплату зарплат . Другие или привыкли к происходящему, и не видят себя где-то еще, или держатся за койко-место в общежитии».

Без России

Как когда гигант в сфере космических технологий дошел до такого состояния — объясняют представители завода. Предприятие сильно подкосило разрыв торгово-экономических отношений с Россией в 2014 году.

К тому времени «Южмаш» совместно с РФ работал над изготовлением ракет «Зенит» в рамках международного проекта «Морской старт» (плавучий космодром для запуска ракет «Зенит-3SL»).

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

Такая работа составляла около 70% загруженности космического направления завода. После начала конфликта в 2014 году на Донбассе все работы по проекту остановили.

«Сразу мы почувствовали существенный груз и очень быстро накопили долги. В 2017 году произошло возрождение «Морского старта», но уже под другой компанией – S7 (российский авиахолдинг – Ред .). За два года мы рассчитались с задолженностями и вышли на режим, но в 2019 году неожиданно были утрачены все связи.Кстати, такой разрыв сотрудничества произошел не только с нами, пострадали КБ «Южное» и другие», — говорит Дмитрий Никон, главный экономист — начальник планово-экономического управления «Южмаша».

Таким образом, добавляет он, программу заморозили и завод снова начал накапливать долги.

По его словам, по требованию Службы экспортного контроля также расторгли договоры на поставку в Россию шасси для пассажирских самолетов АН-148, хотя такая продукция не входила в перечень военного партнерства.

Не понимают на предприятии и отсутствие госзаказа в оборонном секторе.

«К нам часто наведываются депутаты, чиновники высших ступеней власти и говорят, что нужно работать на экспорт. Но больше половины продукции ракето-космических технологий и так идет на экспорт. Проблема в отсутствии внутреннего спроса на продукцию. Наша страна воюет, почему нельзя поставить задачи и разработать ракетные комплексы, способствующие обороноспособности страны?» – говорит Дмитрий Никон.

Несколько раз на завод приезжал Петр Порошенко во время своего президентства, обещал госзаказ, но до реальных действий так и не дошло.

В июле прошлого года приезжал туда и Зеленский. Внимательно выслушал проблемы, пообещал отдельно обсудить с руководством завода вопросы государственного заказа и уехал.

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

По словам г-на Никона, предприятие предлагало государству управляемое ракетное высокоточное вооружение, но министерство обороны почему-то не заинтересовалось.

И вообще с ракетными заказами для Вооруженных сил ситуация очень неоднозначная. В начале года в СМИ появилась информация, что проект оборонного заказа на 2020 год ликвидирует ракетную программу Украины, поэтому закупки новых ракет — под вопросом. Правда, минобороны сразу опровергло эти заявления, заявив, что по сравнению с прошлым годом финансирование ракетной программы в этом году увеличили на 300 млн. грн. Придется ли из этих заказов что-нибудь «Южмашу» — неизвестно.

А вот некоторые сотрудники завода указывают на проблемы внутри самого «Южмаша». По словам Глеба Боброва, проработавшего на заводе 13 лет, он не отрабатывает диверсификацию хотя бы космического направления, не говоря о возвращении разветвленного производства.

«Действительно, с Россией было связано большое количество работы. Однако есть заинтересованность в Китае, Индии. Если Китай работает в своей системе, то Индия заинтересована в развитии своего космического направления именно в международном сотрудничестве. А как сегодня можно сотрудничать с предприятием в таком?» состоянии?» – спрашивает он.

Проекты выживания

Но в некоторых международных проектах завод все-таки участвует. Именно они помогают ему еще держаться на плаву.

В частности, производит ракетные двигатели для европейской легкой ракеты «Вега» по заказу итальянской компании AVIO, а также части для ракетоносителя «Антарес» по заказу американской компании Northrop Grumman, доставляющей грузы на Международную космическую станцию. Интересно, что для их выпуска «Южмаш» использует российские металлы, в том числе алюминий.

Информация о российском алюминии наделала шум в прошлом году, ведь Украина прекратила любое сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Но именно в этой ситуации нет нарушения законодательства, ведь российский алюминий поставляется в рамках международного, а не двустороннего проекта. Это как раз тот путь, по которому можно обойти запреты на закупку критически важного российского металла.

«Алюминий мы приобрели в рамках «Морского старта», где заказчиком была американская компания, а также программ «Антарес» и «Вега», – говорит Дмитрий Никон. – Кстати, у России есть свои санкции и просто так они металлом не торгуют.» Они смотрят: если это идет в рамках программы «Зенит», «Антарес» или «Вега», то дают разрешение. Но если это будет, например, для национальной ракеты «Циклон-4″, то металл не будет поставляться».

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

Вместе с законодательными существуют еще и технические требования, не позволяющие «Южмашу» осуществить импортозамещение российского алюминия.

«В ракетах, которые мы строим, заложены технические характеристики именно того металла, который мы покупаем. Для того чтобы перейти на другой металл необходимо провести испытания. В 2014 году говорили о программе импортозамещения, но в итоге пришли к мнению, что это долго и дорого «Да, у нас в Украине есть производство металла, но технически он не пригоден для использования в ракетостроительстве», — говорит Никон.

На пороховой бочке

Ситуация на заводе осложняется еще и тем, что на его территории сохраняется жидкое ракетное топливо – гептил. Из-за отсутствия денег на его утилизацию и долги за электроэнергию существует угроза взрыва, от которого, по данным ГСЧС, пострадают не менее 100 тыс. жителей Днепра.

В Государственном космическом агентстве отмечают, что руководство проводит аудит этого направления, по результатам которого планируется подготовить стратегию реформирования космической отрасли в целом.

«Она (стратегия – Ред .) предусматривает финансовое оздоровление и обновление государственных предприятий, подчиненных агентству, среди них – и завод «Южмаш», – уверяют в Государственном космическом агентстве в ответ на запрос BBC News Украина.

А пока идет аудит и готовится стратегия, днепряне переживают, что часть города может просто взлететь на воздух.

Как умирает «Южмаш»: без России, не помог ни Порошенко, ни Зеленский

В конце февраля гендиректор «Южмаша» Сергей Войт и мэр города Борис Филатов попросили руководство парламента выделить 209,1 млн. грн. для погашения долгов по зарплате и уплате налогов.

«Гордость Днепра — Южный машиностроительный завод сегодня находится просто в плачевном состоянии. Если государство, отвечающее за это предприятие, будет продолжать и дальше отмахиваться от его проблем, это обернется крахом предприятия с многолетней историей. Что касается гептила — он имеет высокую токсичность. Его попадание в почву или в воздух может привести к массовым жертвам», — так господин Филатов прокомментировал ситуацию вокруг завода.

Услышали ли это обращение депутаты и придут ли они когда-нибудь к рассмотрению этого вопроса — ответить сложно. Хотя некоторые парламентарии уверяют: знают о проблеме и занимаются ее решением.

Подписывайтесь на ЦКБ в Telegram: главные новости