Сплетни и пересуды в обществе порядочных людей считаются делом позорным и недостойным. Однако, канадские ученые подошли к этому вопросу с другой стороны: они исследовали пользу и вред, которые наносят пересуды и интриги рабочему процессу и карьере участников.
Почему люди сплетничают на работе
Психологи считают, что тяга к обсуждению окружающих в их отсутствие перешла к современному человеку от далеких предков. Для первобытных людей сплетни служили источником информации и предупреждали о возможной опасности. В средние века любовь к интригам и сплетням была свойственна низшим чинам, служащим правящему классу и таким образом улучшающим свое существование.
В наше время сплетни и пересуды больше всего характерны для коллективов, работающих в замкнутом помещении и не связанных с производством. Это офисные работники, у которых есть время и силы на разговоры, питье бесконечного чая, курение и т.п. Там, где люди загружены серьезным делом, отвечают за каждый свой шаг, горят на работе, нет места злоязычию и сплетням. Люди работают в команде, важен каждый и каждый вносит свой вклад в дело.
Ученые пришли к выводу, что сплетники – хорошие психологи, они знают, кому и что говорить, хорошо разбираются в людях, умеют манипулировать коллегами. Часто это дает для них положительный результат: много знающий сотрудник добивается высокого назначения, пользуясь информацией о начальнике или других работниках. Позорная роль осведомителя руководства приносит свои плоды: растер зарплата, но падает уважение коллег.
Как правильно себя вести в коллективе, где процветают интриги
Эксперты в области трудовых отношений советуют:
- никогда не делиться с коллегами своими личными проблемами, не рассказывать о своих супругах и детях;
- не обсуждать других людей, не поддерживать разговоры о внешности, личной жизни, романах и промахах коллег;
- стараться быть нейтральным в подробной ситуации, так как, скорее всего, любой человек в таком коллективе становится мишенью интриганов.
Медики обнаружили удивительный факт: злословие благотворно влияет на здоровье, объединяет собеседников, повышает самооценку говорящего. Оказывается, обсуждение плохих новостей о других людях сближает, дает чувство психологического комфорта. А распространение хорошей информации о других людях вызывает скрытую зависть и недоброжелательство.
Какую бы карьеру не сделал сплетник, он остается неуважаемым и непорядочным человеком, его не любят и начальник из него будет никакой. Часто выдвижение таких людей на руководящую работу приводит к ухудшению результатов работы, и начальство приходит к решению заменить «удобного» человека на профессионала.