Китай: новейшая ударная подводная лодка для морской блокады Тайваня

0

Китай: новейшая ударная подводная лодка для морской блокады Тайваня

Новейшие китайские субмарины Type-39C/D составят основу морской блокады Тайваня. Судно может сыграть ключевую роль в любом сценарии блокады. Китай задействовал свою новейшую ударную подводную лодку обычного типа (SSK) на военных учениях у берегов Тайваня, якобы в рамках подготовки к подводной блокаде самоуправляющегося острова.

11 августа военно-морские новости сообщили, что Китай развернул свой последний SSK со своим Восточно-морским флотом, передовым соединением Народно-освободительной армии (НОАК) для сценария блокады Тайваньского пролива. В отчете также говорится, что SSK базируется на защищенной базе подводных лодок Daxie Dao вместе со старыми лодками класса Yuan. Новый SSK сыграет значительную роль в любой будущей блокаде Тайваня. Как ранее сообщалось в Asia Times, военно-морская блокада остановит экономику Тайваня через несколько недель после начала блокады и, вероятно, вынудит его капитулировать. Сообщается, что Тайвань имеет только 11-дневный запас природного газа и 146-дневный запас нефти. Блокада будет направлена ​​на то, чтобы смягчить позиции руководства Тайваня, открывая при этом путь для возможного вторжения.

Аналитик по вопросам обороны Майкл О’Хэнлон отмечает в статье на сайте news.au.com за 2022 год, что, чтобы свести к минимуму риск для кораблей и самолетов НОАК, Китай может использовать SSK в качестве основного средства для обеспечения блокады. В этом сценарии О’Хэнлон отмечает, что китайские SSK будут нацеливаться на суда, заходящие и выходящие из портов Тайваня, а Тайваню будет трудно противостоять операциям китайских подводных лодок. Кроме того, он отмечает, что использование SSK для усиления блокады не подвергнет риску «лояльных китайских граждан», возможно, имея в виду гражданское население Тайваня. Использование SSK также может означать, что боевые потери и неудачи миссий будет легче скрыть, что сводит к минимуму возможность внутренней реакции, если Китай решит применить военную силу против Тайваня. О’Хэнлон отмечает, что против блокады подводных лодок США и Тайвань ответят, используя систему конвоев и операции противолодочной обороны (ПЛО) к востоку от Тайваня. В этом сценарии игры в кошки-мышки Китай выиграет, если сможет потопить достаточное количество кораблей, когда США и их союзники больше не смогут поддерживать безопасный проход в порты Тайваня. В то время США и их союзники могут выиграть, если они смогут выследить и потопить все китайские подводные лодки.

Подводные силы НОАК-Н, насчитывающие 80 подводных лодок, имеют самое большое соотношение подводных лодок и надводных кораблей среди всех военно-морских сил, отмечает Лоро Орта в Eurasian Times. Из них 67 — обычные, а шесть — ядерные. Орта также отмечает акцент Китая на строительстве ДЭПЛ, указывая на то, что Тайвань является непосредственным приоритетом НОАК, и его подводным лодкам не нужен неограниченный радиус действия, обеспечиваемый ядерной энергией. Он отмечает, что хотя атомные подводные лодки (ПЛА) могут погружаться глубже, чем ДЭПЛ, мелководье Тайваньского пролива сводит на нет это преимущество. Кроме того, он говорит, что SSK могут быстро перемещаться в пределах Тайваньского пролива, лишая SSN преимущества в скорости.

Если Китай попытается установить тотальную блокаду Тайваня, его подводным лодкам придется пересечь пролив Мияко, который Япония надежно защищает с помощью противолодочных средств. В статье Forbes за 2020 год военный аналитик Дэвид Экс отмечает, что весь флот Японии оптимизирован для противолодочной войны. Например, подводный флот Японии состоит из 22 обычных ударных подводных лодок, возможности которых считаются одними из лучших в мире. В дополнение к этому большому и боеспособному подводному флоту Япония имеет два эсминца класса Asahi, оптимизированных для противолодочной войны. Кроме того, Япония имеет значительное количество противолодочных самолетов, в том числе 70 P-3 Orion, 33 Kawasaki P-1 и значительное количество противолодочных вертолетов Mitsubishi H-60, которые могут действовать с палуб ее вертолетоносцев и других боевых надводных кораблей.

В сценарии тайваньской блокады Хуа Дан, преподаватель Инженерной академии сухопутных войск Китая, отмечает в Forbes возможную стратегию Японии по уничтожению подводного флота Китая. Во-первых, Япония и ее союзники предпримут «активное наступление», используя ракетные и воздушные удары по базам подводных лодок Китая, верфям и предприятиям по производству торпед, а также минируют выходы из китайских портов. Во-вторых, японские корабли и самолеты установят «зону блокады» вокруг Окинавы, чтобы перехватить любые китайские подводные лодки, которые попытаются прорваться в Тихий океан. В-третьих, Япония и ее союзники будут вести боевые действия «на окружение и уничтожение», выслеживая и уничтожая любые китайские подводные лодки, проскользнувшие через зону блокады. Хуа отмечает, что в такой кампании японские и союзные корабли и самолеты будут сопровождать дружественные суда, чтобы защитить последние от нападения китайских подводных лодок.

Для сравнения, противолодочные возможности США, состоящие из огромных средств, таких как ПЛА, противолодочные корабли, морские патрульные самолеты и корабли наблюдения, нацелены против китайских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), что может иметь серьезные последствия для региональной стратегической стабильности. В исследовании, проведенном в 2018 году Фондом поддержки Карнеги, проводится различие между стратегическими и тактическими противолодочными возможностями США. Стратегическая ПЛО предназначена для охоты на ПЛАРБ, а тактическая ПЛО – против ДЭПЛ и других типов подводных лодок. В документе отмечается, что подход США к стратегическим ПЛО руководствуется доктриной времен холодной войны, предполагающей постоянную угрозу советским ПЛАРБ. Однако в нем также подчеркивается проблема различимости, отмечая, что стратегические ПЛО против китайских ПЛАРБ могут нанести ущерб региональной стратегической стабильности.

В нем также упоминается, что Китай может объединить обычные и ядерные вооружения на одной платформе — в этом случае ПЛАРБ стирают грань между ядерными и обычными силами. В результате противолодочные возможности США могут непреднамеренно угрожать подводному ядерному арсеналу Китая, что приведет к опасным и ненужным рискам. В документе также отмечается, что США могут столкнуться с количественными проблемами при попытке отслеживать китайские ПЛАРБ и угрожать им. Основываясь на практике холодной войны, в нем отмечается, что для отслеживания только одной ПЛАРБ может потребоваться пять SSN.

По мере того, как китайские ПЛАРБ и другие подводные лодки становятся все более скрытными, для их отслеживания может потребоваться больше ПЛА и других противолодочных средств, при этом в документе упоминается, что было несколько случаев, когда весь флот США должен был быть развернут для отслеживания только одной советской подводной лодки. Такая ситуация еще больше напрягала бы и без того чрезмерно растянутые силы подводных лодок США, что сказывалось бы на боеготовности их экипажей. Это также привлекло бы ресурсы для строительства большего количества ПЛА вместо ПЛАРБ, что неблагоприятно сказалось бы на подводном ядерном сдерживании США. Таким образом, в документе отмечается, что на стратегическом уровне Китай обеспокоен защитой своих ПЛАРБ от нападения США, в то время как США сталкиваются с вопросом, достаточно ли у них ПЛА для отслеживания быстро совершенствующихся ПЛАРБ Китая и других подводных лодок.

Naval News отмечает, что новый SSK представляет собой передовую технологию обычных подводных лодок Китая. Однако его номенклатура не ясна, поскольку западные аналитики называют его Type-39C/D. В нем также отмечается, что он был построен в Ухане, оснащен в Шанхае и введен в эксплуатацию всего через год после спуска на воду, что демонстрирует стремительное военно-морское судостроение Китая. Этот стремительный процесс можно объяснить тем, что Type-39C/D представляет собой эволюцию, а не революцию в конструкции китайских подводных лодок. В статье news.au.com за 2022 год Се Жуй, заместитель директора Учанской судостроительной верфи, упомянул, что этот класс на 60% оснащен улучшенным оборудованием и подвергся реконфигурации.

Китайская подводная лодка Type-39C/D, по-видимому, во многом похожа на готовящуюся к выпуску шведскую подводную лодку A-26. В статье 2021 года The Warzone отмечается, что парус китайской Type-39C/D имеет наклонную конструкцию, что делает ее уникальной среди китайских подводных лодок. Эта функция характерна для шведских подводных лодок A-26 и, как считается, обеспечивает максимальную скрытность за счет уменьшения отражения от радара. Такая конструкция может увеличить шансы Type-39C/D скрытно покинуть порт и отправиться в зону своих операций с меньшим риском быть обнаруженным.

Хотя это может быть наиболее заметное сходство между двумя подводными лодками, оно может быть поверхностным, обусловленным общими требованиями к конструкции, а не китайской Type-39C/D, являющейся прямой копией шведской подводной лодки A-26. Источник отмечает, что пересмотренная конструкция паруса, вероятно, связана с усовершенствованием гидролокатора и систем связи подлодки. Что касается конструкции корпуса, в статье Naval News за 2021 год отмечается, что A-26 имеет гораздо более плавные линии с плавным переходом между передней кромкой паруса и менее плавной нижней частью.

Эти две подводные лодки также имеют разное расположение гидропланов. Type-39C/D сохраняет более низкое и более выдвинутое вперед размещение по сравнению с более старым классом Yuan. Источник также отмечает, что и A-26, и Type-39C/D имеют традиционную крестообразную форму вместо более новой конструкции X-образного руля, в верхней части которого, как предполагается, размещается гидролокатор с буксируемой антенной решеткой, что является значительным обновлением по сравнению с предыдущим Yuan-D. субмарины класса.

В Warzone также упоминается, что Type-39C/D оснащен воздушно-независимой силовой установкой (AIP), но не указывается используемая технология. Вместо этого в нем отмечается, что подводная лодка может использовать двигатели Стирлинга с замкнутым циклом, как на шведских подводных лодках класса Gotland, или литиевые батареи, установленные на японских подводных лодках класса Soryu. Двигатель Стирлинга использует жидкий кислород и дизельное топливо для приведения в действие электрических генераторов для движения или подзарядки аккумуляторов, хотя он вырабатывает меньше энергии, из-за чего подводная лодка движется медленнее. Напротив, литиевые батареи обеспечивают большую удельную мощность, повышенную выносливость на высокой скорости, более быструю зарядку, более длительный срок службы батареи и меньшее техническое обслуживание.

Что касается вооружения, Naval News сообщает, что Type-39C/D может использовать то же вооружение, что и его предшественники класса Yuan, например, торпеды, морские мины и противокорабельные ракеты. Кроме того, источник отмечает, что она может запускать крылатые ракеты из своих торпедных аппаратов.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА