Попрыгунья стрэкоза на Майдане проскакала, оглянулась — нету сала, нет ни угля, ни газА. Здравствуйте, сегодня у нас на связи Украина, Молдавия и Польша.
Итак, 27 октября НКРЕ (Национальная комиссия по государственному регулированию рынка энергетики Украины) провела предварительный аукцион по доступу к электроэнергии Белоруссии и Украины.
Обратите внимание — речь пока не идет о самой электроэнергии, а всего лишь о допуске к «сечению», то есть к сетям, по которым она в будущем будет поставляться. Ну или украинцы надеются, что будет.
При этом в Белоруссии будут ежемесячно закупаться 900 Мвт/ч, а в России — 2200 Мвт/ч. В сумме это энергия, вырабатываемая тремя энергоблоками украинских АЭС — и она будет составлять примерно 20% энергобаланса страны.
В чем тут соль — с 1 ноября Россия не будет поставлять на Украину уголь энергетических марок А (антрацит) и Т (тощий). Ограничений на поставку газовых углей не будет, а на них работает часть украинских энергоблоков, хотя и небольшая часть.
Понятно, что в Незалежной моментально подняли крик — дескать, злые москали решили заморозить гордых и непокорных украинцев, для чего и устроили энергетическое эмбарго. То, что у украинцев были весна и лето для заключения контрактов на поставку угля, никого не интересует — кто же мог знать, что опять придет зима? Да еще, судя по всему, весьма холодная?
А поскольку украинские компании ждали падения цен на энергоносители, то вместе с углем они не закупили и газ — в результате имеющихся в ПХГ запасов для прохождения отопительного сезона просто не хватит.
В итоге подавляющее большинство пока работающих на угле энергоблоков трудится, как говорится, «с колес» — пока уголь успевают подвозить до того, пока он не закончился. А закончился он уже много где — из 33 угольных энергоблоков уже стоят 20.
Но одним углем сыт не будешь — знаете, кто является крупнейшим покупателем на аукционе НКРЕ? Некое предприятие под названием «Энергоатом», у которого того электричества должно быть хоть залейся. Правда, из 15 энергоблоков украинских АЭС сегодня работает ровно 5, но в «Энергоатоме» клятвенно обещают запустить в ноябре еще пять. А если повезет, то и целых девять энергоблоков. Но вот обеспечить бесперебойную работу этих энергоблоков удастся вряд ли — как показывает уже устоявшаяся практика, примерно половина из них окажется в аварийном состоянии именно в момент запуска.
Как говорится, не углем и атомом единым — в стране ведь есть и гидроэнергетика, если кто-то еще помнит про Днепрогэс. Суть в том, что последние семь-восемь лет на Украине были маловодными — в результате заполняемость водохранилищ находится на критически низком уровне. Поясню для тех, кто не знает: у каждой гидроэлектростанции есть свой норматив по расходу воды на выработку энергии, причем этот норматив является помесячным — так вот, октябрьский объем воды, прошедшей через турбины ГЭС, был исчерпан еще 15 октября.
При этом украинские ГЭС продолжают выработку энергии. То есть, они тратят сейчас воду, предназначенную для генерации в ноябре — а так как угля катастрофически не хватает, то им приходится работать на максимальной мощности. Что, как сами понимаете, увеличивает расход воды.
Но главная картина маслом вырисовывается все-таки в газовой сфере — и тут речь даже не об объемах запасов в подземных хранилищах. В свое время — помните Юлю Тимошенко? — Украина решила стать более Европой, чем сама Европа. А поскольку в Европе все живут по свободным рыночным ценам, то и Украине эта штука тоже понадобилась — в результате украинцы настояли на заключении новых контрактов на поставку энергоносителей по самым справедливым ценам в мире. И не только украинцы, кстати — те же поляки год назад отсудили у Газпрома полтора миллиарда долларов за якобы завышенные цены поставок.
Что характерно, в прошлом году Газпром заплатил эти деньги и даже не мыркнул ни разу — а благодаря полякам 87% цены в любом долгосрочном контракте на поставку газа теперь определяет спотовый рынок.
К полякам мы еще вернемся, а пока об украинском рынке. Есть такая страшная штука под названием «политическая тупость» — и весной офис пана Зеленского клятвенно пообещал, что с началом отопительного сезона цена на газ для населения не изменится.
Тогда же была определена и цена того газа — 7,42 гривны за кубометр. На наши деньги это чуть более 20 рублей за кубик — честно говоря, даже для богатых стран цена совсем не маленькая.
Время шло — если в начале августа тысяча кубометров газа на товарном хабе TTF в Нидерландах стоил 515 долларов, то к сентябрю цена подскочила вдвое, а ближе к середине октября прыжком добралась до 1967 долларов. После этого цены стали постепенно снижаться и сегодня они чуть ниже 900 долларов — а мы же помним, что УкраинацеЕвропа? На Украине стоимость газа определяется исключительно рыночными механизмами, не обессудьте.
Иначе говоря, цены на товарном рынке Украины сегодня выше 32 гривен за кубометр. А населению обещали газ по 7,42. А чтобы доставить этот газ населению, его необходимо прогнать через компрессорные станции, которые тоже потребляют газ по 32 гривны за кубик.
Не запутались еще? Иными словами, газа по обещанным ценам нет и не будет — мелкие поставщики уже массово разрывают контракты со своими клиентами, крупные пока отмораживаются и надеются на чудо.
Но Украина — не Россия, как писал еще Леонид Кучма. Украинцы не были бы украинцами, если бы не придумали очередную схему по массовому отъему денег у населения — и то, что для нас кажется маразмом, на Украине является регулирующим механизмом.
Иными словами, в платежках есть графа не только за сам газ, но и отдельная графа за его транспортировку — и вот ее никто в неприкосновенности оставить не обещал.
Это очень любопытный инструмент для сокрытия самого факта повышения тарифов. Минимальный тариф за доставку газа составлял около 1,5 гривен для Западной Украины и 2,5 гривны для всех остальных — и теперь его будут поднимать до тех пор, пока цена на доставку не превысит цену самого газа. Не сразу, постепенно, но повышения будут; соль в том, что и они никак не нивелируют разрыв между обещанной ценой и рыночной. При любых усилиях совокупная цифра не дотянет до рыночной — и каким образом восполнить этот разрыв, сегодня не знает никто.
Скажу сразу — лично у меня нет никакого злорадства по поводу грядущей зимы и украинцев с молдаванами и поляками. У меня есть понимание того, что энергокомплекс является очень сбалансированной системой — и если эта система начнет сыпаться, проблемы возникнут сразу у всех, от населения и бизнеса до власти.
Сейчас, даже с учетом будущего импорта энергии из Белоруссии и России, энергокомплекс Украины работает на грани предела — а если добавить сюда изношенную инфраструктуру, то оттенки в этой картине приобретают совсем уж трагические нотки.
Ситуацию с Молдавией тоже знают уже все — в итоге упорных препирательств Кишинев все-таки пошел на признание «исторического» долга и согласился его выплатить. При этом нижняя планка отсечения цены газа по новому контракту начинается от 400 долларов — а это значит, что с учетом транзита через другие страны в Молдавию газ будет приходить по 550-600 долларов за тысячу кубометров.
И знаете, на фоне среднеевропейских цен это выглядит еще по Божески — Кишиневу стоит низко поклониться Газпрому в ножки за столь щедрое предложение. Да, по сравнению с прошлой ценой в 175 долларов это выглядит несколько дороговато — а кому сейчас в Европе легко? Никому.
Но вот что любопытнее всего — прошлый контракт был заключен в 1996 году. Молдавия 25 лет жила по нему, все это время проводя откровенно русофобскую политику. Как только начались реальные отголоски энергокризиса, только тогда в Кишиневе проснулись — и то не до конца. По таким ценам этой зимой в Молдавии будет прохладно, но раз уж страна так рьяно поддерживает зеленый энергопереход, то ради такой высокой цели можно и померзнуть.
И вот теперь о поляках: в субботу утром поток газа в газопроводе Ямал-Европа сначала остановился, а потом заработал в обратную сторону, отсасывая газ из польской трубы. Естественно, в Варшаве моментально всполошились, ибо надеялись не только на бесперебойность поставок, но и на вкусные цены в новом контракте.
После этого Газпрому пришлось объяснять, что заявки европейских потребителей выполняются в полном объеме, а колебания спроса зависят от фактических потребностей покупателей.
Когда на одном конце трубы находится сам Газпром, а на другом — принадлежащий Газпрому ПХГ в Европе, поставки осуществляются в ритмичном режиме. Здесь демпфером выступают хранилища газа, которые и обеспечивают рваный ритм поставок для конкретных потребителей — а когда таких ПХГ на другом конце трубы нет, это дело приходится регулировать давлением в трубе.
Так произошло и в этот раз, но в Польше тут же увидели попытку России устроить газовый апокалипсис в отдельно взятой европейской стране. Но самый сок в другом — фактически подставив весь Евросоюз прошлогодним иском против Газпрома, Польша надеется выторговать для себя серьезные скидки.
И вот тут хотелось бы, чтобы наше руководство проявило наконец-то политическую волю. Хотите газ? Не вопрос — обсудим условия сразу же, как только Польша откажется от американских баз на своей территории и перестанет поддерживать нацистский режим на Украине.
Пора увязывать наши возможности с нашими же национальными интересами — а они не только в том, чтобы заработать побольше денег. Так уж случилось, что без российских энергоносителей Евросоюз сегодня прожить просто не способен — и не будет способен ни завтра, ни через десять лет, ни даже через полвека.
Недавно эксперты подсчитали, что для реального энергоперехода на возобновляемые источники энергии необходимо увеличить нынешнюю генерацию в 25 раз. То есть для этого нужно в 25 раз больше ветряков и солнечных электростанций — а теперь взгляните на карту Европы и подумайте, где все это богатство можно будет разместить.
На суше мест практически не осталось, на мелководье тоже — а это значит, что все новые ветряки и поля солнечных батарей придется размещать уже на более глубоководных местах. Каждый метр в открытое море будет выходить в немыслимые деньги, которые «цивилизованный» мир точно не потянет.
И вот в этих условиях нам пора вводить в наши контракты с европейскими потребителями обязательный пункт о том, что Газпром имеет полное право остановить действие договора на поставку газа в связи с враждебными действиями и высказываниями в нашу сторону политиков стран, в которых находится покупатель — и поверьте, европейцы никуда не денутся, подпишут. Нет сегодня альтернативы российским энергоносителям.
Как только немцы начнут мерзнуть после фразы очередного министра своей обороны о необходимости говорить с Россией с позиции силы, эта партия навсегда потеряет привлекательность в глазах избирателей. Не умеешь уважать Россию — мерзни.
«Цивилизованный» мир теряет разум, причем прямо на глазах. Скажи кому-нибудь еще в 20 веке, что в Британии, сидящей на 18 млрд тонн угля, возникнут фундаментальные проблемы с электрогенерацией — приняли бы за сумасшедшего. А сейчас это в порядке вещей и все больше бла-бла-бла о зеленой энергетике и потоках углерода в атмосфере.
Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как выживает сегодня западная цивилизация. Это ранее были не просто политики, а глыбы, умеющие мыслить десятилетиями — сегодня мы имеем марионеток в виде Макрона, Джонсона и прочих Рютте, не видящих дальше собственного носа.
Мы как-то не заметили, куда делась наша Русская весна — а она всего лишь превратилась в Русскую зиму. Цивилизаторы основательно подзабыли, кто такой генерал Мороз — и сейчас самое время им всем об этом напомнить.
P.S. А вечер перестал быть томным:
Если верить Андрею Герусу, Россия и Белоруссия отказались поставлять электроэнергию на Украину.