Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

2

Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал заявление польского президента о том, что рано или поздно между Польшей и Украиной не будет границы:

«…Какие бы заклинания ни произносила эта самая Дуда, речь идёт о фактической аннексии Польшей территорий Западной Украины. Почва прощупывается медленно, но верно. Фантомные боли былого величия, которые несколько столетий мучают поляков, никуда не исчезли. Задача проста – вернуть себе вожделенные исторические земли, прикрываясь агрессивной антироссийской риторикой и лживыми мантрами про общее счастье с «безграничной» Украиной. Отомстить за многочисленные разделы Польши.Понятно, что самим украинцам это мнимое братство не принесёт ничего, кроме окончательной утраты своей государственности.А может, они того и хотят?»

Ранее, в конце апреля, о планах Варшавы по согласованию с НАТО ввести на Западную Украину так называемых «миротворцев» упоминал глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. В результате Галиция и Волынь могут превратиться в некоторый аналог Маньчжоу-Го – марионеточного квазигосударственного образования, провозглашённого японскими оккупантами в 1932 г. в Северо-Восточном Китае (Маньчжурия). Проложенные во времена Российской империи через этот обширный край железные дороги (КВЖД и её ответвления) также неизбежно стали объектом притязаний со стороны японских империалистов и их марионеток, что привело к известному конфликту. Сегодня о вероятности появления «буферного» западно-украинского «государства» активно судачит польская пресса. Например, в статье «Польская восточная политика в изменившемся европейском порядке» Рональд Ласецкий рассуждает о том, что «буфером» между Польшей и подконтрольной России части Украины могут стать Житомирская, Хмельницкая, Ровенская и Волынская области, где проживает более 60 тысяч этнических поляков. Такая «урезанная» Украина (140 тыс. кв. км и 12 млн. жителей) имеет шансы на выживание, милостливо допускает автор. Галичина же с её 50 тыс. кв. км и 5 млн. жителей, по его мнению, «должна оказаться в орбите польской экономики и цивилизационного влияния». За этим эвфемизмом скрывается, в частности, полный контроль ясновельможных панов над местными националистами, способными манипулировать ими к собственной выгоде.

Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

При этом, во избежание возможных инцидентов, Ласецкий предлагает разместить на Западной Украине вооружённую миссию ОБСЕ в составе французских и немецких солдат: такой подбор кадров не случаен. В отличие от англосаксов, Париж и Берлин, дескать, стремятся не допустить полномасштабной войны в Европе, стремясь легализовать новоявленное украинское «государство» на обновлённой карте Восточной Европы, что соответствует интересам Варшавы. Опус Р. Ласецкого, опубликованный изданием Myśl Polska, конечно, не является отражением официальной позиции Варшавы в украинском конфликте, однако сам факт его появления говорит об активных дискуссиях в польском военно-политологическом сообществе, ориентированном на территориальную экспансию в неизбывном духе «пилсудчиков» (1).

В случае гипотетической реализации подобного сценария вокруг нефте- и газопроводов из России в Европу могут разгореться нешуточные страсти. С учётом давних претензий «Речи Посполитой» на «восточные кресы» с историческим центром во Львове, польское, а по сути натовское «миротворчество» в Западной Украине преследует не только очевидные политические, но также и экономические цели. Речь идёт о том, чтобы попытаться взять под контроль «стрежневую» часть газотранспортной системы Украины. В частности, во Львовской области (2), где пересекаются большинство этих артерий, издавна поставляющих Европе российские нефть и газ. В случае польской или местной «экспроприации» этих артерий не только Варшава, но Евросоюз смогут диктовать Москве газо- и нефтетранзитные тарифы и навязывать контракты, выгодные, в первую очередь, Брюсселю. Вероятность подобного шантажа повышается в контексте блокировки Западом «Северного Потока-2», что способствует большей зависимости РФ от «газового» транзита через Украину.

Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

С 1 апреля 2022 года Киев на треть повысил трубопроводные тарифы на прокачку нефти – с 9 до 11,5 евро за тонну, что не привело к сокращению поставок по украинскому маршруту «Дружбы». По информации «Газпрома», транзит «голубого топлива» через территорию нэзалежной продолжается в штатном режиме. В соответствии с заявками потребителей объем на 8 мая составляет 92,1 миллиона кубометров. Контрактные обязательства “Газпрома” по транзиту перед Украиной на текущий год составляют 40 миллиардов кубометров, или около 109,6 миллиона кубометров в сутки.

По данным украинского агентства Лiгa.Net на 11 марта, «транзит российского газа в Европу ежегодно даёт до 2 млрд. долл. дохода для Украины. Поставки эти не ограничиваются ни Европой, ни Россией». «Россия аккуратно переводит транзитные деньги каждый месяц даже во время войны. А Украина должна выполнять транзитные обязательства и во время войны: это покажет, что страна готова транспортировать еще больше российского газа. А в ответ ЕС может вдвое сократить поставки через «Северный поток» и пустить их через Украину», – удовлетворённо констатирует генеральный директор госкомпании «Оператор ГТС Украины» (ОГТС) Сергей Макогон.

Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

Однако 10 мая ОГТС заявил о прекращении российского газа в Европу через газораспределительную станцию «Сохрановка» в Луганской области из-за «форс-мажорных обстоятельств»: «Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) сообщает о наступлении форс-мажорных обстоятельств, которые делают невозможной дальнейшую транспортировку газа через «Сохрановку» и пограничную компрессорную станцию (КС) «Новопсков»… КС «Новопсков» является первой из компрессорных станций украинской ГТС на Луганщине, через которую осуществляется транзит почти трети газа (до 32,6 млн куб. м в сутки) из России в Европу». В заявлении «Газпрома» говорится о полном выполнении обязательств перед европейскими потребителями, усиленно (заметим со своей стороны) накачивающей киевский режим современным оружием. Как нам представляется, в контексте имеющихся обстоятельств и наблюдаемой тревожной динамики, включая также и наращивание санкционного давления, российской стороне нелишне озаботиться судьбой нефте- и газопроводов, исходя из возможного сценария распада Украины. Аннексия Польшей Галичины и Волыни с высокой вероятности повлечёт экспроприацию тамошних нефте- и газопроводов, что чревато дальнейшим политико-экономическим ущербом России.

Как известно, отключение не желающей расплачиваться в рублях Варшавы от российского газового «вентиля» привело к почти 80-процентному сокращению экспортных поставок по газопроводу Ямал – Белоруссия – Европа. На май соответствующие транзитные мощности по перекачке «голубого топлива» через Польшу в Германию и частично в Чехию (до 32 млрд. кубометров) «Газпромом» не забронированы вовсе. По предварительной информации, в июне 2022 года эти мощности могут быть использованы (самое большее) лишь на 20%, при том, что газотранзитные расценки в Белоруссии по-прежнему на треть ниже «украинских» (3).

Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?

По оценкам зарубежных экспертов, тем самым заинтересованные российские круги дают понять, что не хотят «раздражать» западных партнёров газовыми поставками через страну, находящуюся у них в немилости. Кроме того, создаётся впечатление, что даже в период военного конфликта на Украине в Москве избегают создания условий, способствующих повышению роли Минска в российской газоэкспортной политике, опасаясь возобновления лукашенковской «многовекторности» и лоббирования белорусской стороной новых ценовых льгот за российский газ.

Всё это объективно способствует продолжению газового транзита через территорию бывшей Украинской ССР к «глубокому удовлетворению» Брюсселя, несмотря даже на новые границы и линии соприкосновения, которые могут стать реальностью уже через короткое по историческим меркам время. Впрочем, неадекватное поведение так называемых европейских лидеров может привести к печальным последствиям для возглавляемого ими интеграционного объединения. Как пишет Telegram-канал Brief, «в случае передачи золотовалютных резервов Российской Федерации для восстановления Украины, пусть даже частичной, произойдет мгновенное отключение подачи газа 100% европейских потребителей».

Алексей Чичкин

(1) Это касается не только Галичины или Волыни, но также Калининградской области России и части Белоруссии, что вынудило Александра Лукашенко 9 мая дать резкую отповедь на поползновения западных соседей, активно стягивающих военные силы к границе (с белорусской стороны развёрнуты Силы специальных операций ВС РБ).
(2) Сосредоточенность в одной западноукраинской области нефтедобычи и нефтепереработки чревато всевозможными эксцессами в случае обострения внешнеполитической обстановки, которое будет неизбежно сопровождаться активизацией антисоветского подполья. Понимание Москвой этого обстоятельства обусловило образование в 1940 г. Дрогобычской области (нынешний юг Львовщины). В результате, нефтедобыча-нефтепереработка были рассредоточены между двумя этими областями (в Дрогобычской был расположен НПЗ, при том, что частично нефтедобыча была и сохраняется в Ивано-Франковской области). По имеющимся данным, в 1949-м украинский лоббист Хрущёв предлагал объединить эти две области с Ивано-Франковской «для лучшей управляемости» региона, что было отвергнуто Сталиным, по мнению которого, столь большая область с полным циклом нефтяной отрасли стала бы лакомой приманкой для бандеровского подполья. Однако хрущёвский проект вскоре частично удался: указом президиума Верховного совета УССР 21 мая 1959 г. Дрогобычскую область «воссоединили» со Львовской… (3) Кроме того, с начала 2010-х годов законсервировано анонсированное «Газпромом» в 2007 году сооружение второй ветки этой артерии («Ямал – Европа – 2») вдоль белорусско-польской границы в Словакию и далее в Венгрию и через эту страну – в Австрию. В случае реализации проекта, эта артерия обошлась бы втрое дешевле «Северного потока-2», а маршрут газотранзита через Белоруссию был бы на треть короче «трансукраинского».