В ходе своего выступления на Петербургском международном экономическом форуме президент Путин заявил о необходимости отмены большинства плановых проверок всего российского бизнеса и поручил правительству в ближайшие месяцы определить конкретные параметры реформы.
Вице-премьер Дмитрий Григоренко уже сообщил, что предприятия будут освобождены от большинства проверок с 2023 года, а правительство продолжит реформировать контрольно-надзорную сферу. В этом году, к слову, проверок нет – на них введён мораторий.
В связи с отменой проверок встаёт два вопроса:
- Почему их отметили?
- Чем их заменят?
Отменили их потому, что они неэффективны, но создают благоприятную среду для коррупции, например подкупа проверяющих.
А заменят проверки цифровыми системами контроля, эффективность которых значительно выше, чем у доброго десятка плановых проверяющих.
Приведу несколько примеров.
- 21 июня Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт зашёл в питерский ресторан, где продаются живые крабы. Сотрудники ресторана сказали, что крабы у них из Камчатки. После проверки документов, оформленных в системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», оказалось, что в адрес ресторана живые крабы не поступали. Следовательно, крабы были незаконно добытыми и поступили в ресторан без документов.
- 15 июня в Ростовской области суд запретил «Кагальницкому молочному заводу» выпускать ультрапастеризованное питьевое молоко. С 2019 года Россельхознадзор неоднократно выявлял факты использования заводом крупных объемов сырого молока с фантомных предприятий. При лабораторных исследованиях обнаруживалась фальсификация продукции с помощью растительных жиров, а также наличие в ней остатков антибиотиков. Более 60% партий продукции завода, которые проверялись лабораториями Россельхознадзора в течение 2021–2022 годов, имели признаки фальсификации или содержали в себе остатки лекарственных препаратов. С 2019 года в отношении «Кагальницкого молочного завода» возбудили более 80 дел об административных правонарушениях и наложили совокупно свыше 9 млн рублей штрафов.
И таких историй о выявлении нарушений с помощью цифровых сервисов более чем достаточно в каждом регионе России. Государство не зря вкладывало деньги в создание цифровых систем контроля, не зря создало систему «Меркурий» и внедрило маркировку, которую – несмотря на санкции – отменять не планирует.
Несложно спрогнозировать, что через пару лет на ПМЭФ президента будут просить ограничить безвыездные цифровые проверки или уменьшить объём данных, передаваемых на сервера Россельхознадзора. Выездные проверки – наименьшее, чего стоит бояться бизнесу.
P.S. Если вы присмотритесь к тому, как вам в супермаркете продают молочные продукты, то обнаружите, что кассиры сканируют не штрих-коды товаров, а коды Data Matrix – так товар выводится из оборота в системе «Честный знак», а данные о его реализации уходят на серверы оператора системы маркировки, предприятия-производителя и Россельхознадзора.