28 апреля правительство Украины распустило наблюдательный совет государственной энергетической компании «Нафтогаз» и его главу управления Андрея Коболева, а затем повторно назначило наблюдательный совет в том же составе до проведения конкурса
Кадровые изменения в украинской энергетике
Исполняющим обязанности председателя правления был назначен нынешний и. о. министра энергетики Юрий Витренко. — Формальной причиной этих действий стали финансовые результаты концерна за 2020 г. – Тогда он составил 19 млрд гривен (прим. 680 млн долларов) убытки. Коболев сообщил, что о своем увольнении узнал из СМИ. На отставку отреагировали послы G7, которые в совместном заявлении подчеркнули важность эффективного и свободного от политического давления управления государственными предприятиями. В аналогичном ключе высказался и Госдепартамент США. В свою очередь 29 апреля Верховная Рада Украины назначила Германа Галущенко на должность министра энергетики — он стал первым постоянным министром за более год работы правительства Дениса Шмыгаля
По мнению эксперта, назначение Витренко можно рассматривать как его победу в личном конфликте с Коболевым. — Витренко работает в Нафтогазе с 2014 года и долгое время был одним из ближайших соратников Коболева. С 2018 года он был исполнительным директором концерна и был соавтором победы над Газпромом в Арбитражном суде, благодаря которой компания получила компенсацию в размере 2,6 млрд долларов США. Однако постепенно его личные противоречия с главой правления росли. По его мнению, Витренко несколько раз публично критиковал неправильное направление развития компании. В результате он был уволен в мае 2020 года. В декабре он получил должность и. о. министра энергетики, однако его кандидатура дважды не нашла поддержки в Верховной Раде. Витренко, у которого хорошие отношения в Аппарате Президента, вероятно, получил должность в Нафтогазе. Похоже, финансовые убытки концерна за 2020 год стали лишь поводом для увольнения председателя правления. Коболев занимал эту должность с марта 2014 года. С тех пор он провел ряд реформ, благодаря которым компания, генерирующая дефицит до 5% ВВП, превратилась в прибыльное предприятие и одного из основных плательщиков бюджет. Кроме того, ему удалось добиться полной независимости от поставок российского газа. В то же время он косвенно несет ответственность за провал программы 20/20, согласно которой дочерняя компания Нафтогаза «Укргазвидобувания» должна была увеличить добычу газа с 15 до 20 млрд куб в год в период с 2015 по 2020 год. Несмотря на это, в марте прошлого года, правительство продлило контракт Коболеву еще на четыре года. Плохие финансовые результаты концерна в 2020 году во многом объясняются объективными факторами — рекордно низкими ценами на газ и тем, что Нафтогаз потерял выручку от транзита российского газа
Утверждается, что увольнение Коболева стало шагом назад в процессе реформирования управления госкомпаниями, в результате которых были созданы независимые от властей наблюдательные советы, которые выбирали руководство данной компании. — «Нафтогаз» был первой компанией, создавшей такой совет. Он состоит из пяти человек, в основном иностранных специалистов, лояльных Коболеву и достаточно устойчивых к политическому давлению. Для снятия председателя был использован юридический трюк — временное увольнение наблюдательного совета позволило правительству принимать прямые решения о назначении совета. Осторожное заявление послов G7, не содержащее прямого осуждения решения правительства, может указывать на то, что Запад не будет вмешиваться в пользу Коболева, которого он до сих пор всячески поддерживал. Более того, Витренко как автора победы над «Газпромом» сложно критиковать. Тем не менее, способ реализации изменения может еще больше затруднить переговоры с Международным валютным фондом, в связи с чем Украина обязалась продолжить реформу управления. Согласно утвержденной в июне 2020 года программе «stand by» на 5 миллиардов долларов, страна должна получить еще 2,9 миллиарда долларов от МВФ, но с сентября прошлого года транши остаются замороженными, в основном из-за регресса в борьбе с коррупцией и опасений по поводу ослабления независимости центрального банка.
Однако, по мнению эксперта OSW, выбор Галущенко можно рассматривать как компромисс. — Об этом свидетельствует высокая поддержка в Совете (305 голосов против 226 требуемых) и тот факт, что его кандидатура была одобрена всеми олигархическими фракциями в парламенте. С мая 2020 года новый министр был заместителем главы госкомпании Энергоатом — оператора всех украинских АЭС. У него небольшой опыт работы в энергетике (по образованию юрист). Можно предположить, что он будет человеком, который будет очень восприимчив к предложениям со стороны офиса президента, – заключает эксперт