«Самолет Судного дня» охлаждает слишком «горячие» головы неприятелей России

2

Наличие курсирующих в воздухе самолетов командования должно гарантировать, что противник не сможет уйти от ответного удара в случае ядерной войны, сказал Борис Рожин.

«Самолет Судного дня» охлаждает слишком «горячие» головы неприятелей России

Недавно появилась информация, что российские ВКС построят новейшие воздушные пункты управления войсками на базе модернизированных авиалайнеров Ил-96-400М. О том, зачем нужны так называемые «самолеты Судного дня», и как они помогают сохранить мир, изданию «НьюИнформ» рассказал военный эксперт и историк Борис Рожин.

По словам специалиста, воздушные пункты управления войсками необходимы для того, чтобы Россия могла нанести ответный ядерный удар по вероятному противнику даже если своей первой атакой он уничтожит управляющие структуры на земле.

«Если противник во время боевых действий совершит превентивный ядерный удар, который выведет из строя командные структуры или уничтожит военно-политическое руководство страны, какие-то штабы и центры отдачи приказов, то наличие таких воздушных командных пунктов, которые достаточно сложно сбить, если они находятся в глубине территории страны, позволяет иметь резервные системы отдачи приказов на задействование ядерного оружия», – объяснил он.

«Самолет Судного дня» охлаждает слишком «горячие» головы неприятелей России. Его можно назвать дополнительным элементом безопасности ядерной триады, заметил эксперт. Данный элемент является гарантом того, что даже в случае катастрофических потерь на первом этапе войны, государство сможет ответить неприятелю тем же.

«Это определенная страховка, которая является необходимой в свете текущей политической обстановки в мире, поэтому не стоит удивляться, что такого рода работы ведутся. Не только конкретно над этим проектом, но и вообще», – подчеркнул Рожин.

«Самолет Судного дня» охлаждает слишком «горячие» головы неприятелей России

О нанесении ядерного удара вероятный противник вряд ли будет уведомлять заранее, поэтому воздушные командные пункты должны курсировать в небе постоянно. Наличие одного или нескольких «самолетов Судного дня» в воздухе организовано на уровне постоянного военного дежурства. Историк уточнил, что аналогичное дежурство велось и во время Холодной войны.

«Это практика «образца» прошлой Холодной войны, когда США держали определенную часть своего ядерного арсенала на максимальном уровне оперативного развертывания, чтобы иметь возможность применить его практически сразу. Бомбардировщики с ядерным оружием постоянно находились на боевом дежурстве, то есть одна или несколько машин круглосуточно находились в воздухе на ротации, чтобы иметь возможность сразу нанести удар. Соответственно, СССР также держал определенное количество подлодок с ядерным оружием, чтобы во время ядерной войны субмарины уже могли выходить на позиции и срабатывать по территории США», – рассказал он.

Борис Рожин добавил, что практика с воздушным командным пунктом просто расширяет и дополняет практику, существовавшую еще во время холодной войны. Такие системы, по его словам, служат сдерживающим фактором для стран. 

Само наличие рассредоточенного по стране ядерного оружия и курсирующих в воздухе самолетов командования должно гарантировать, что противник не сможет уничтожить весь ядерный арсенал одним первым ударом и, соответственно, избежать ответного удара, пояснил собеседник издания. 

«Такие самолеты – это скорее оружие мира, потому что они «охлаждают» слишком горячие головы и ограждают их от развязывания ограниченной или неограниченной ядерной войны. Это не оружие нападения, а именно оружие защиты, которое в какой-то степени стоит на страже мира. Уничтожить все ядерные арсеналы и подобные самолеты одним ударом сложно, поэтому повышаются риски ответного удара», – сказал историк.

Таким образом, существование систем, обеспечивающих оперативное нанесение ответного удара, снижает вероятность ядерной войны, заключил он.

Сейчас на вооружении России стоят четыре воздушных командных пункта Ил-80, построенных на базе пассажирских авиалайнеров Ил-86, а также два самолета Ил-76СК, близких по выполняемым задачам. Все «самолеты Судного дня» базируются на аэродроме Чкаловский в Московской области.