Мало кто знает, но США и СССР меняли пепси на водку, а также на военные корабли. Одна из самых курьезных бартерных сделок времен холодной войны между Советским Союзом и компанией PepsiCo была заключена в 70-х годах. Она оказалась выгодной для обоих сторон. Долгое время американская компания была монополистом на советском рынке. Только распад СССР положил конец этому, но PepsiCo кспела к этому времени обзавестись собственным флотом из старых советских кораблей.
Как Пепси пыталось попасть в СССР
Pepsi Cola появилась в 1898 году. Ее создателем стал американский фармацевт Калеб Брэдхем. Постепенно это стал один из самых популярных в мире брендов. Он покорял не только США, но и другие страны, а том числе и СССР.
Несмотря на то, что торговый знак Pepsi Cola был зарегистрирован на территории Советского Союза в 1938 году, попробовать его жители страны смогли только во время оттепели Хрущева, к концу 50-х годов.
На выставке в Сокольниках, прошедшей в 1959 году, было представлено множество технологических достижений Соединенных Штатов, а среди них и Pepsi Cola. Глава компании делал высокие ставки на СССР, так как сюда отказался вести свою продукцию его главный конкурент компания Сoca Cola, опережавшая значительно по объему продаж.
Выставка вошла в историю также благодаря так называемым кухонным дебатам. Ричард Никсон и Никита Хрущев поспорили о том, что лучше коммунизм или капитализм, стоя на фоне макета кухни в типичном американском доме, представленном среди экспозиции.
В какой то момент Дональд Кенделл всунул в руку советского лидера стаканчик с напитком своего производства. При этом он сказал, что есть напиток сделанный в США, а есть в Москве. Хрущев отметил, что московский значительно лучше и начал предлагать его окружающим.
Тогда, рекламный лозунг компании гласил «Будь общительнее, пепси поможет!», а мир облетели снимки Хрущева со стаканчиком, с заголовками «Хрущев хочет быть общительным».
Это впоследствии сказалось на его карьерном росте, и спустя 6 лет он стал исполнительным директором PepsiCo.
Почему США и СССР меняли Пепси на водку
Несмотря на все усилия, приложенные во время выставки, первый завод по производству американской газировки появился на территории Союза только в 1974 году. Его построили в Новороссийске.
Тогда же и прошла знаменитая бартерная сделка. Дело в том, что поставки иностранного оборудования и сырья для производства Pepsi Cola не могли осуществляться за российские рубли. Эта валюта не была конвертируемой, и ходила только на территории СССР. Но американская компания согласилась на бартер. Обмен производился на русскую водку, а также коньяк и шампанское.
Сделка была очень удачной для обеих сторон. Так денежный эквивалент отгруженной СССР водки в период с 1973 по 1981 года составил 25 млн долларов США. В то же время Советский Союз продал Pepsi Cola на сумму порядка 303, 3 млн руб. Это превысило продажу водки на 193,3 млн руб.
Таким образом PepsiCo стала дистрибьютором водки «Столичная». Выручка от продажи ее шла на концентрат напитка. На советской территории он разбавлялся водой, а затем и разливался по бутылкам. Заводы по производству Pepsi Cola начали строить в других городах.
Пепси-колу меняли не только на водку
PepsiCo уверенно себя чувствовала на территории Советского Союза. К 1989 году здесь уже имелся 21 завод, а в проекте были еще 26. В тоже время истекал срок договоренностей. Нужно было заключать новое соглашение, вот только американцы водку уже не хотели.
Позвольте расчеты в денежном эквиваленте Советский Союз не мог. Конец 80-х был непростым периодом. Начались финансовые трудности. Но Горбачев предложил неожиданный бартер — на военные корабли. В результате в собственность компании PepsiCo перешли 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец.
Корабли были не новые. Их возраст насчитывал порядка 40 лет. Но тем не менее ситуация получилась курьезная. Неожиданно производитель газировки стал обладателем 6-го по размеру флота на планете. Тогда глава компании шутил о том, что разоружает Советский Союз быстрее, чем американские власти.
Бартерный контракт на обмен водки на Pepsi Cola был вновь подписан в 1990 году. Действовать он должен был 10 лет ,но тут развалился Советский Союз. На российский рынок зашло большое количество иностранных компаний. Это не позволило удерживать PepsiCo лидерство.