Неожиданному визиту на Тайвань третьего высшего лица США – Ненси Пелоси – было уделено очень много внимания. Естественно, это серьезно меняет ход взаимоотношений между Китаем и США. Однако нас интересует, как эта ситуация отразится на России, и я предлагаю рассмотреть этот вопрос в призме внутриполитической борьбы в США.
Для начала следует вспомнить, что в ходе предвыборной кампании будущий президент США Джо Байден очень скептически отзывался о Китае, как конкуренте США. «Они не собираются есть наш обед», пояснял Байден. Это очень контрастировало с «тарифной войной», которую устроил Китаю Дональд Трамп.
После избрания Байдена в январе 2021 года, ещё публично велась дискуссия о стратегии США в отношении Китая, в рамках которой можно отделить Си Цзиньпина от КПК и настраивать диалог с другими представителями КПК. В январе – феврале 2021 года товарооборот между США и Китаем резко вырос на 81,3%. Байден отменил ряд дискриминационных решений предыдущего президента в отношении Китая, а самое главное, закрыл расследование Госдепартамента по утечке COVID-19 из китайской лаборатории в Ухане.
Однако 19 мая 2021 появилась информация о том, что спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси призвала международное сообщество объявить дипломатический бойкот Зимним Олимпийским играм 2022 года, которые принимает Китай. 27 мая профильные чиновники Белого дома: заместитель помощника Президента и координатор по делам Индо-Тихоокеанского региона, член Совета национальной безопасности (СНБ) США Курт Кэмпбелл и специальный помощник Президента и старший директор отдела СНБ по Китаю и Тайваню Лаура Розенбергер выступили на конференции, посвящённой новому этапу в американо-китайских отношениях.
Чиновники заявили, что основная история 21-го века будет написана в Азии, и впервые США кардинально переносят свою стратегическую направленность, экономические интересы и военную мощь на Индо-Тихоокеанский регион. По их мнению, период в политике США в отношении Китая, который описывался как «вовлеченность», подошел к концу, доминирующей парадигмой будет конкуренция держав, которую США постараются удержать в мирном русле, но силовой вариант не исключается.
История дипломатических переговоров Госдепа США под руководством Энтони Блинкена с китайской стороной с самого начала, с мартовского саммита 2021 года на Аляске, идет чередой скандалов. Переговоры представителей МИД Китая и Госдепа США в июле 2021 г. подтвердили китайскую позицию в том, что «идти и жевать жвачку» с ними не получится.
Исходя из китайских источников, МИД Китая требовал пересмотреть позицию США по всему комплексу вопросов и только после этого был готов предпринимать встречные шаги. США, в свою очередь, настаивали на взаимодействии по узкому перечню проблем, сохраняя свою стратегию «конкуренции и сдерживания» Китая.
Визит спецпосланника президента США по климату Джона Керри с 31 августа по 3 сентября в Китай потерпел полное фиаско, так как Керри не только не смог решить поставленных перед ним задач, но и был унижен китайской стороной. Представители МИД Китая общались с ним только по видеосвязи, послав на личную встречу с бывшим госсекретарем США своего «младшего чиновника».
Обосновывалось всё это карантинными мероприятиями, хотя таких проблем у китайского МИДа не было, когда руководство ведомства лично встречались с делегацией талибов (организация запрещена в России) всего несколькими неделями ранее.
Последний, пятый на текущий момент, звонок американского президента китайскому руководителю также не имел успеха, хотя речь заходила и о возможной встрече лидеров США и Китая. В ходе разговора со стороны Пекина прозвучала скрытая угроза, как писало Politico: “Те, кто играет с огнем, погибнут от этого”. Конечно, речь шла о вероятном визите Пелоси на Тайвань.
Впоследствии, из публикации в Bloomberg мы узнаем, что после того, как Белому дому не удалось отговорить Пелоси от полета на Тайвань, он тайно проводил закрытые переговоры и консультации с китайской стороной, заранее пытаясь подготовиться к снижению ущерба от её визита, который, в конечном счете, американской стороной был подан как неофициальный.
Подробности о визите тщательно скрывались командой Пелоси даже от конгрессменов. Сопровождающие не знали полного маршрута поездки до того момента, как делегация села в самолет. Официально целью поездки были озвучены Малайзия, Южная Корея и Япония.
Думаю, стоит отметить, что глава Госдепа Энтони Блинкен не высказывался против поездки Пелоси на Тайвань. Выступая в ООН, Блинкен пояснял, что решение посетить Тайвань, было принято Пелоси самостоятельно, так как «Конгресс является независимой, равноправной ветвью власти». «Решение полностью принадлежит спикеру».
Многие в США подметили, что этот скандальный визит трудно объяснить с точки зрения логики. Так в одной из публикаций The New York Times указывается, что Байден и его советник по национальной безопасности Джейк Салливан провели серию встреч с руководством Китая, умоляя Пекин не вмешиваться в конфликт на Украине и не оказывать военную помощь России, а визит Пелоси обнуляет все эти усилия.
Байден, высказавшись, что «это плохая идея», не позвонил Пелоси напрямую и не попросил ее не ехать, по-видимому, беспокоясь, что он будет выглядеть мягко по отношению к Китаю, оставляя республиканцам возможность напасть на него до промежуточных выборов, говорится в материале.
«То, что президент-демократ не может удержать спикера Палаты представителей от участия в дипломатическом маневре, который вся его команда по национальной безопасности от директора ЦРУ, до председателя Объединенного комитета начальников штабов, сочла неразумным, является показателем нашей политической дисфункции», — делается вывод в статье.
Да, при анализе ситуации многие упускают этот, на первый взгляд, очевидный момент. Вопрос взаимоотношений, а, возможно, «войны и мира» США и Китая определяет третье лицо в американской иерархии, и никто ничего не может с этим поделать, а может и не хочет.
Однако, в первую очередь, следует отметить, насколько упал политический вес американского президента на текущий момент, что он даже не в состоянии определять внешнеполитический курс своей страны. Как указывалось в прогностическом материале РУССТРАТ от 8 января 2022 года «Глобальные тренды и вызовы для России в 2022 году«, неудачи Байдена во внутренней политике будут приводить к утрате авторитета для проведения внешней политики, что дает поле для маневра «ястребам» от демпартии и «deep state».
В том же материале указывалось, что условные «ястребы» представлены старой концепцией лидерства США, озвученной Блинкеном, в то время, как «голуби» в лице советника Салливана предлагали более гибкий подход адаптации США к меняющимся мировым реалиям.
Исходя из этого подхода, цели данной поездки Пелоси на Тайвань вырисовываются вполне определенные. И это вовсе не повод для консолидации союзников США против Китая, так как ни одна страна Восточной Азии не высказалась с осуждением ответных действий Китая после провокации, кроме Японии, которая присоединилась к заявлению стран G7. Предыдущие визиты руководства США по странам Восточной Азии показывали, что их зависимость от Китая слишком велика, чтобы они объединились в антикитайский союз во главе США.
Даже Южная Корея, которая имеет договора в области обороны с США, попыталась дистанцироваться от ситуации с Пелоси. Помощник президента этой страны хоть и приветствовал запланированный визит Пелоси, однако заявил о озабоченности Сеула необходимостью обеспечения «регионального мира и стабильности посредством диалога и сотрудничества», когда его попросили прокомментировать возобновившиеся китайско-американские трения по Тайваню.
Прямо перед приездом третьего лица США – главы Палаты представителей Конгресса США, президент Южной Кореи ушел в отпуск, а министр иностранных дел поехал с визитом в Камбоджу. Самым высшим чиновником, с которым Пелоси провела переговоры, оказался спикер Национальной ассамблеи Южной Кореи.
Уже после провокационного посещения Тайваня в американской прессе писали о том, что таким образом США пытались подорвать авторитет Си Цзиньпина перед съездом КПК, где будет решаться вопрос о третьем сроке его правления. Китай «моргнул» в этом противостоянии, «последнее китайское предупреждение» вновь оказалось лишь словесной угрозой, поэтому визит Пелоси достиг своей цели.
Однако в этом случае не учитывается китайский менталитет, который напрямую связан с конфуцианством, пронизывающим все сферы жизни этой страны. Не в китайском менталитете прямо провоцировать конфликт и резко реагировать на его провокацию, тот кто поступает таким образом, считается не очень умным человеком. Поэтому-то «последнее китайское предупреждение» — это норма, а не слабость в китайской традиции.
Соответственно, во внутриполитической плоскости у Си Цзиньпина ещё есть время не потерять лицо и надлежащим образом отреагировать на провокацию США непрямыми действиями. К тому же, эта ситуация дала повод Си для консолидации китайских элит, так как США очевидно нарушают положения трех совместных коммюнике, долгое время определявших китайско-американские отношения, которые уже не будут прежними.
Китайское Global Times назвала произошедшее предательством двусторонних отношений, которое серьезное изменит статус-кво в Тайваньском проливе. «Любая независимая суверенная страна никогда не позволит внешним вмешивающимся силам и внутренним сепаратистским силам совместно вступать в сговор с целью подорвать ее суверенитет, безопасность и территориальную целостность, не говоря уже о такой большой стране, как Китай».
Также высказывалась версия о том, что посещение Пелоси Тайваня было связано с политическим пиаром демпартии или даже президентскими амбициями самой Пелоси. Однако данная версия не выдерживает никакой критики. Дело в том, что в американских СМИ, естественно, упоминали о вероятном визите Пелоси на Тайвань, но делалось это в контексте противостояния Китаю, а если бы это была пиар акция для набора политических очков, то СМИ бы разъяснили электорату крайнюю необходимость данного визита.
Так как этого сделано не было, то очень характерна реакция популярного американского комика левых взглядов Тревора Ноя, он сравнил Пелоси с «пьяной белой женщиной», которая втягивает своего мужчину в драку. Соответственно, политических очков у текущего целевого электората демпартии – молодежи, которой ближе левые взгляды, этот визит принести не мог.
Малозначительность фактора предстоящих перевыборов в Конгресс, в данном случае, подтверждается тем, что глава республиканского меньшинства в сенате Митч Макконнелл раскритиковал администрацию Байдена за то, что она отговаривала Пелоси от поездки на Тайвань.
«Я считаю, что она имеет полное право поехать, и для президента Байдена и его помощников было неприлично и контрпродуктивно публично пытаться удержать ее от этого. Я приветствую действия спикера в поддержку демократии, но я надеюсь, что, когда она вернется из Азии, будет более внимательной к военным аспектам китайской угрозы и станет приверженной сотрудничеству с республиканцами для решения проблемы меняющегося баланса военной мощи в регионе” — сказал он.
Глава республиканского меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти также по факту одобрил действия Пелоси, попеняв Белому дому в слабости позиции из-за публичных разногласий по этому визиту. Хотя республиканцы в Конгрессе сейчас отчаянно борются с законопроектами демпартии по очередному расходованию бюджетных средств, и осуждение действий Пелоси добавило бы им электоральных очков.
Например, бывший президент США Дональд Трамп раскритиковал визит Пелоси на Тайвань и назвал ее сумасшедшей, благодаря действиям которой Китаю были предоставлены оправдания для дальнейшего наращивания влияния в регионе, в том числе для проведения военных учений.
Характерно, что глава Госдепа при Трампе Майк Помпео безоговорочно поддержал поездку Пелоси. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отказ от текущих отношений США с Китаем, которые постоянно культивировала в основном демпартия – это консенсус части американских элит вне партийной плоскости. Помпео, плоть от плоти представитель «deep state», показывает, на каком уровне был достигнут консенсус по этому вопросу.
Этой группе элит США нужно было спровоцировать Китай на резко агрессивные действия, и это косвенно можно подтвердить целым рядом фактов. Подконтрольные США наднациональные элиты Европы, в виде посла ЕС в Китае Хорхе Толедо, ещё в июле заявили: “В случае военного вторжения (Китая на Тайвань) мы ясно дали понять, что ЕС вместе с США и их союзниками введет аналогичные или даже более жесткие меры, чем мы сейчас приняли против России”. В день прилета Пелоси на Тайвань глава МИД ФРГ Анналена Бербок, высказалась, что Германия поддержит Тайвань в случае нападения Китая.
Глава Пентагона Ллойд Остин приказал авианосцу «Рональд Рейган» и его ударной группе оставаться в районе Тайваня. США также будут «осуществлять стандартные воздушные и морские переходы через Тайваньский пролив в ближайшие несколько недель, в соответствии с нашим давним подходом к защите свободы морей и международного права», — заявил официальный представитель Госдепа Джон Кирби.
США, продолжая обострять ситуацию, вызвали посла КНР, чтобы «выразить протест против провокационных действий» в районе Тайваня. Глава Госдепа заявил, что военные учения несоразмерны «мирному визиту» Пелоси на Тайвань. Из этого можно сделать вывод, что США продолжат накалять тему Тайваня.
Министр иностранных дел Китая Ван И пояснил происходящее: «Имеются признаки, которые свидетельствуют о том, что США при планировании необъявленного визита Пелоси опять пустили в ход старый трюк и, в настоящее время, пользуются возможностью для наращивания военного присутствия в регионе, это требует от всех сторон проявления настороженности и оказания решительного противодействия».
Резюмируя текущее положение дел можно зафиксировать, что часть американской элиты, которую условно можно назвать «ястребами» и «deep state» перехватывают управление внешней политикой непосредственно у президента США и корректируют внешнеполитический курс страны.
С большой степенью вероятности можно предположить, что, формируя контролируемые очаги напряженности в мире, эта часть элиты создает такие условия, при которых имеющиеся в их распоряжении инструменты и институты управления впоследствии позволят США справиться со сложившейся ситуацией.
Отчасти этот стратегический ход является не только способом для США преодолеть мировой экономический кризис, но обусловлен и внутриполитическим раскладом, так как уже сейчас очевидно, что к власти в США в 2024 году может вернуться Трамп обещающий чистку элит, или, например Рон Десантис. Поэтому-то часть американских элит создает внешнеполитические условия при которых окажутся незаменимыми.
Конечно, этот процесс не будет идти по накатанной, а будет происходить в условиях борьбы элитарных группировок. Так, например, очень примечателен эпизод, когда косовское руководство через четыре дня после визита в Госдеп заявило, что с 1 августа при въезде введет запрет на сербские личные документы, чем спровоцировали межнациональное обострение. Однако сразу отложили это решение до 1 сентября после вмешательства посла США.
В данных условиях России нужно быть готовой к новым провокациям со стороны США и обострениям международной обстановки, как это указывалось в материале РУССТРАТ «Запад доживает последнее спокойное лето«, а возможные шаги навстречу со стороны США необходимо рассматривать не как шанс для полноценного налаживания отношений, а как способ контроля уровня конфронтации между странами.
Олег Ладогин